Сегодня речь пойдёт о человеке, который никогда не славился новаторскими идеями и революционными подходами в вопросах музыки, с его именем не ассоциируется рождение нового жанра или стиля, он известен и любим в кругах любителей традиционного джаза, и, хочу вам сказать, вполне заслуженно.
Встречайте, американский тенор-саксофонист Декстер Гордон.
В обывательском представлении джазмен 50-х годов рисуется этаким выходцем из бедной семьи жителей трущоб Нью-Орлеана или Чикаго, у которого ни гроша в кармане, но при этом безграничный талант. Декстер Гордон под такое определение никак не попадает. Он родился в Калифорнии, в семье практикующего врача, учился в хорошей школе, был очень компанейским и общительным. Ведь тяга к музыке рождается не только из-за бед и печалей. Юного Декстера пристрастил к музыке его отец, который сам любил поигрывать на кларнете и хотел, чтобы сын так же выбрал этот инструмент, но Декстер предпочёл саксофон. Именно с этим инструментом этот огромный парень (рост Декстера был более двух метров) начал свою карьеру, и уже в 18 лет получил приглашение от самого Лайонела Хэмптона.
Как точно подметила Барбара Лонг:
Не думаю что принижу его исполнительские способности если скажу, что большая часть объема его звука, теплоты его тона, музыкальности, его гармонической и мелодической изобретательности, кажется, исходит от его личности. Тенор-саксофон, такой маленький, сложенный в ладонях, кажется лишь номинальным источником всего этого.
Поиграв больше года с Хэмптоном, набравшись музыкального и гастрольного опыта, Декстер ушёл. Причина его ухода была проста, игра в биг-бенде не позволяла ему вволю импровизировать, всё же нужно держаться определённых рамок исполняемой композиции, а Декстер очень любил джем-сейшены, именно в них, по его мнению, была вся суть джаза.
Поколесив по Калифорнии, Декстер понял, что как бы он не любил родные края, а джазовая жизнь бьёт ключом вовсе не здесь, и, вдохновлённый Чарли Паркером, он отправился в Нью-Йорк. Его очень быстро приняли на 52-й улице, где он ходил по клубам, участвую с джемах с разными музыкантами и выпивая.
Именно на восточном побережье США, в студии Руди Ван Гелдера Декстер Гордон летом 1962 года записал серию альбомов, одним из которых является A Swingin' Affair.
Альбом записывался квартетом, состоящим из Декстера Гордона (тенор-саксофон), Сонни Кларка (пианино), Бутча Уоррена (контрабас) и Билли Хиггинса (ударные).
Шесть композиций на 38 минут, две авторства Гордона (Soy Califa и McSplivens), одна Уоррена (The Backbone) и три выполненных в виде инструментальных пьес популярных песен: Don't Explain (известная в исполнении Билли Холлидей, кстати эту песню записали Бэт Харт и Джо Бонамасса в 2011 году на альбоме Don't Explain, материал об альбоме здесь), You Stepped Out of a Dream (впервые исполненная актёром и певцом Тони Мартином в фильме Девушки Зигфилда, после множество раз перезаписывалась в исполнении Дэйва Брубека, Нэта Кинг Коула, Стэна Гетса, Арта Гарфанкела, Арчи Шеппа и других) и Until the Real Thing Comes Along.
Как гласит сопроводительная статья к альбому: Эта запись напоминает тот момент встречи в круга старых друзей, когда первоначальное волнение от ожидания превратилось в плодотворное расслабление.
Стартует пластинка с бодрой Soy Califa, построенной на латинских ритмах и с классным соло от Сонни Кларка.
Баллада Don't Explain - это классика, и она прекрасна в любом исполнении.
На You Stepped Out of a Dream квартет возвращается к бодрой ритмике оставляя каждому из участников пространство для небольшого соло, особенно хорош Уоррен.
Ниже вариант исполнения композиции с Оскаром Питерсоном за роялем:
Ритм The Backbone с первых секунд заставляет притопывать, Гордон и Уоренн играют "перекличкой" не сбавляя накала все семь минут.
О предпоследней Until the Real Thing Comes Along очень ёмко выразилась уже упомянутая Барбара Лонг, сравнив атмосферу композиции с поздним вечером в джаз-клубе, когда все музыканты уже сидят, а несколько оставшихся клиентов не хотят уходить, пока не включат свет. Саксофон Гордона парит.
Завершается альбом бодрой McSplivens, в которой явно доминирует Декс.
Рекомендую альбом всем поклонникам классического джаза.
P.S.
Напоследок позвольте поделиться интересным фактом, который наверняка известен поклонникам группы Metallica, и Ларса Ульриха в частности. Декстер Гордон приходится мистеру Ульриху никем иным, как крёстным отцом. Вот такой он, музыкальный мир.