«Пандорум» («Pandorum»). Я пересматривал этот фильм несколько раз. Его сложно назвать шедевром, тем более, что это огрызок задуманной истории, на которую у создателей не хватило денег. А еще он провалился в прокате. И все равно, для любителей научной фантастики это фильм уникальный.
Если вы читали «Пасынков вселенной» Хайнлайна, вы сразу поймете, о чем идет речь на экране. Огромный корабль, размером с небольшой город, запущен в космос к ближайшей от Земли звезде. Чуда не случилось, человечество не смогло оседлать скорость света или даже достичь каки-то жалких процентов от нее. Корабль летит в обычном пространстве тысячи лет. В нем сотни тысяч людей. Это корабль поколений.
Отличие от хайнлайновского варианта в том, что в «Пандоруме» абсолютное большинство пассажиров находятся в криосне. Бодрствует лишь экипаж, одна из его смен. Когда смена заканчивается, команда ложится в гибернаторы, и корабль выпускает из сна другую смену. Так год за годом, столетие за столетием, поколение за поколением.
Так бы и прилетели. Но уже в первых поколениях дежурные команды столкнулись с явлением «пандорум» - специфической формой съезжания крыши у членов экипажа. Человеческой психике сложно существовать в железной коробке, понимая, что ничего иного не будет до самого конца жизни.
Один из членов экипажа улетает кукухой так далеко, что просто убивает всех бодрствующих товарищей и начинает играть в игру. Он замораживает себя на несколько лет, десятков лет или столетий. А потом вылезает и развлекается несколько дней до следующей заморозки.
Основа развлечений — пассажиры. Он изменил программу корабля так, что тот каждый день будит нескольких пассажиров. Не владея нужными техническими навыками (это же будущие колонисты — агрономы, строители, биологи и т. д.) они вынуждены остатки своих жизней как-то выживать в этих бесконечных железных коридорах. При том, что больших запасов еды на корабле нет: ведь, никто не планировал будить пассажиров в полете.
А главная засада — геномные модификаторы. Это вещества, которые были введены колонистам еще на земле, чтобы те могли быстрее приспособиться к реальности новой экосистемы на чужой планете. А раз пассажиры проснулись в полете, модификаторы приспосабливают их к медленно деградирующему кораблю, повышающемуся уровню радиации от сломанного реактора и, главное, к охоте на единственную доступную дичь — других пассажиров.
За этой охотой и наблюдает наш прыгающий через годы свихнувшийся герой.
Создателям фильма удалось передать ту самую атмосферу корабля поколений из тру-олд-сайнс-фикшн. Смесь клаустрофобии и гигантизма, механистичности судьбы и живых человеческих чувств, смерти и надежды.
Это кино не просто страшилка (хотя одни дети-людоеды чего стоят). Это реальная попытка заглянуть за горизонт сегодняшнего дня и всерьез предположить, каким ужасом и каким чудом может стать для человечности попытка дотянутся до звезд. Всего до одной звезды.
К просмотру рекомендую.