Найти тему
Абай Темиров

Как Узбекистан стал лидером региональной политики?

На сегодняшний день, точкой отчета в изменении внутренней и внешней политики Узбекистана является 2016 год, а точнее год смерти первого и единственного президента страны - Ислама Каримова. После транзита власти в республике начались глобальные перемены, а в правительстве Узбекистана прочно прижился термин – «многовекторная политика». Низкая конфликтность политической элиты, склонность к межгосударственному диалогу главы Узбекистана и экономический потенциал страны в целом, ориентирует республику выступить полноценным региональным лидером.

За прошедшие годы с момента смерти И. Каримова, нынешний президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев осуществил ряд ключевых внешнеполитических визитов в Россию, Китай и США. Благодаря гибкому подходу лидера страны на международной арене, Узбекистан заключил большое количество выгодных соглашений и в то же время, не примкнув ни к одному из блоков, сохранил нейтралитет с ведущими мировыми державами. Формально, сегодня идет невидимая политическая и экономическая борьба за Узбекистан между прозападными странами, пророссийскими объединениями и «Поднебесной».

Открытость политического курса действующего президента Узбекистана, приток иностранного капитала, несмотря на рост внешнего долга, а также увеличение разносторонних неправительственных организаций в республике вынуждает прозападных стратегов считать лидера Узбекистана «полезным в геополитическом плане». Ввиду этого, насаждение демократических прав и свобод, митингов или насильственных захватов власти, а также развитие украинского или белорусского сценариев в Узбекистане не предвидеться. В свою очередь, внешнеполитический вектор правительства страны, вне зависимости от влияния мировых держав, сосредоточен на системе пятистороннего формата всех стран Центральной Азии.

На фоне ухода военнослужащих НАТО из Афганистана, официальный Ташкент стал полноценным лидером в формировании повестки региональной безопасности. Американские политики предполагают размещение своих военнослужащих на территории Узбекистана и создание военной базы для борьбы с террористическими группировками в Исламском Эмирате. Однако, такой сценарий не рассматривается узбекской стороной, так как это противоречит Основному закону и не предусмотрено оборонной доктриной страны. К тому же, американское присутствие в Центральной Азии на территории стран СНГ создаст дополнительные точки напряженности на фоне усиления позиций боевиков в соседнем Афганистане, а также ввиду растущего влияния России и Китая. Как итог, присутствие военнослужащих западного силового блока создаст угрозу военной безопасности для всех республик постсоветского пространства в Центральной Азии и дестабилизирует обстановку на границе региона, что крайне невыгодно для любого развивающегося государства.