Интересно, что если проследить процесс дарообмена сейчас в нашем обществе, то мы обнаружим, что схемы, которые были очень давно до нас работают по сей день. Почему важно отвечать на подарки? Почему мы чувствуем себя неловко, если нам нечего дать взамен? Причем здесь власть? Все ответы на вопросы вы узнаете ниже, поехали!
В работе «Очерк о даре» Марсель Мосс сравнивает различные формы обмена, в которых присутствует взаимодействие между членами групп, т. е. имеются встречные дары. Кроме этого, в труде важное место отводится сравнению традиций, регулирующих поведение людей в архаических культурах, норм права, существующих в индустриальных странах.
Предмет исследования: сравнение экономических и юридических норм обмена, изучение вопроса о существовании некой силы, заключенной в даре, которая заставляет делать ответный подарок. Мосс сосредоточился на анализе ряда аспектов дарообмена в различных культурах.
Он рассматривает процессы обмена дарами на Самоа, в Меланезии (в основном на Тробрианских о-вах), на северо-западе Америки. Особую роль в его исследовании играет изучение циркуляции даров в Новой Зеландии у народа маори.
Коллективный и персональный обмен дарами в архаичном обществе содержал в себе ряд дополнительных функций:
· заменял рыночные отношения;
· налаживал общественные связи;
· устанавливал договорные взаимоотношения.
Дар не обязательно подразумевает материальную вещь. Зачастую в качестве дара могли использоваться: знаки внимания; обычаи; пиры; военные услуги; женщины и дети.
Потлач - определение взаимного обмена дарами.
Характерные особенности дарообмена:
- осуществляется не одним человеком, будучи коллективным решением, во главе которого стоят вожди, шаманы или другие значимые для общества лица;
- уклонение от принятия дара или же отказ грозил войной частного или общественного масштаба.
- давать дары > принимать дары > возмещать дары
Вывод: в даримой вещи присутствует некая мистическая сила «хау» (аналогична силе «мана»), которая и заставляет вещи возвращаться к их первоначальному владельцу. Люди делают ответные дары, боясь потерять свои силу и могущество. Подобные явления Мосс обнаруживал и на Самоа, где безусловная обязанность возмещать дары осуществляется «под угрозой потерять ману -власть, талисман и источник богатства, воплощенный в самой власти».
Основываясь на этнографических данных, полученных на Самоа, Мосс приходит к выделению существенных элементов потлача: честь, престиж, мана, которую несет с собой богатство, и безусловная обязанность возмещать дары под угрозой потерять ману. Автор замечает, что невозмещение полученного влечет за собой потерю маны.
Мосс раскрывает особенности мировидения архаических народов:
— одушевление окружающего мира,
— наделении вещей чувствами и в некоторых случаях даже другими качествами индивидов.
Развивая эту мысль, Мосс отмечает, что «в маорийском праве правовая связь, связь посредством вещей - это связь душ, так как вещь сама обладает душой, происходит от души. Отсюда следует, что подарить нечто кому-нибудь - это подарить нечто от своего "Я".
В «Очерке о даре» Мосс представил видение обмена изнутри традиционной культуры, тем самым реконструируя точку зрения туземца.
По мнению М. Мосса, в архаических обществах традиционные формы нетоварного обмена служат поддержанию чести и достоинства людей, и в то же время объединяют людей.
#культурология #подарки #дарообмен #социология #этнография #интересно #исследования #коротко о важном