За 40 лет владения южной половиной Сахалина японцы построили здесь пять бумажных комбинатов. У каждого из них было своё предназначение - разные породы леса, разные климатические условия, разные виды бумаги и целлюлозы. Всё комбинаты были обеспечены транспортной и энергетической инфраструктурой.
Когда в 1945 году Сахалин освободили от оккупации, заводы даже не останавливались. Многие рабочие и инженеры не смогли покинуть свои предприятия и остались работать, став со временем советскими, а потом и русскими людьми с японскими и корейскими корнями.
В советское время заводы продолжали работать и обеспечивать качественной бумагой и целлюлозой не только добрую часть СССР. Продукция шла на экспорт.
Ни один из бумкомбинатов не сумел пережить свободы и демократии, свалившейся на нас в #святые 90-е . Каждый раз, когда проезжаю мимо одного из них, сердце кровью обливается. Эти цеха могли служить людям веками. Сколько сил, средств и ресурсов вложено в то, чтобы их построить!
Руины Долинского ЦБЗ доживают свои последние дни. Их начали разбирать. Скоро здесь появится новый производственный или логистический (или производственно-логистический) комплекс. Для этого здесь есть все условия.
Скоро эти руины станут историей, которую нельзя посмотреть и потрогать. С одной стороны хорошо. С другой - грустно. И всё равно сердце кровью обливается. А представьте, каково смотреть на это людям, которые здесь работали. Это часть их жизни. И это треть, если не половина жителей Долинска. А как, наверное, больно смотреть на это японцам, которые его строили.
Дорого же обошлись нашей стране десять лет свободы и демократии.