В этот раз в «А почитать?» Ирины Шихман было не коллективное обсуждение книги, что мне нравится не очень, а почти полноценное интервью с автором. «Почти полноценное», потому что было там еще два «эксперта по Средневековью». Один историк, второй представитель сетевого сообщества «Страдающее средневековье». При чем здесь Средневековье? Сейчас поясню.
Я Водолазкина не читал, но не осуждаю… Мало того, из того, что говорилось в интервью о его книге «Оправдание острова», идея показалась мне действительно интересной. Хронология некоего острова от Средневековья до наших дней с героями, которые живут все это время (я это так понял, могу ошибаться). Кроме того, язык книги меняется относительно того, какое время описывается. Сюжет?
Из интервью становиться ясно, что сам автор лет тридцать изучал само Средневековье, думаю, что не обошлось без изучения и остальных периодов истории. Собственно, беседа начинается с его заявления о том, что в Средневековье жизнь была куда как радостнее и свободнее (мои эпитеты) чем сейчас. И дальше идет разговор «о времени и о себе».
Но, разговор этот, с моей точки зрения, начинается за здравие, а кончается за упокой. Если сначала суждения автора, это «взгляд сверху». Где нет ни хорошего, ни плохого. Есть история. Длящаяся история, которая вся необходима. В ней нет ничего ужасного или прекрасного, а есть необходимое и достаточное. И только так и имеет смысл относиться не только к истории, как таковой, но и к конкретному периоду ее. В том числе и к сегодняшнему дню.
Но, потом, почему-то автор скатывается на «взгляд с боку» и начинается осуждение сегодняшнего дня в конкретном пространстве, как это любит Шихман. Поэтому автор оставляет какое-то двойственное впечатление. Он и «надисторический мудрец» и одновременно «обычный либерал». Правда в конце интервью, он снова приходит ко «взгляду сверху». На привычные причитания Шихман «делайте, делайте что-нибудь, не сидите же вы сиднем», Водолазкин, с позиции своего возраста, говорит, что лучшее, чем может заниматься каждый, это собственным делом по призванию, а не коллективными революциями.
На том и остановимся…