В 1985 году Queen устроила настоящий фейерверк на «Live Aid»: они выглядели и звучали лучше многих звездных гостей, среди которых, между прочим, были Фил Коллинз, Пол Янг, Элтон Джон, U2 и Status Quo. Но как объяснить этот триумф английской группы? Одну из попыток сделал некогда Дэвид Боуи, который признавался: «Самыми ответственными из всех нас, приглашенных на "Live Aid", оказались Queen: только они поняли главную суть шоу, задуманного Бобом Гелдофом. Вначале мы все думали: "Всего 20 минут? Да как-нибудь выступим!" Поэтому некоторые к своим номерам просто не готовились. Тогда Queen показали всем настоящий класс, и это было полностью заслуженно».
Не менее определенно высказался и Спайк Эдни: «Queen просто сыграли в полную силу. Их репутация держалась на способности выкладываться на концертах без остатка. И чем больше аудитория, тем мощнее выступали Queen. Они очень удивились, узнав, сколько шуму наделало их выступление. Для них это был обычный день на работе. Но это был удачный день – после "Live Aid" весь мир стал другим».
Действительно, какие могут быть вопросы к выступлению Queen? Однако в прессе с каждым днем появляются всё новые слухи. Так, Лесли-Энн Джонс, экс-корреспондент британской газеты «The Sun», в своей книге «Queen. Фредди Меркьюри. Биография» пишет, что перед номером Queen их инженер Джеймс «Трип» Халаф решил проверить звуковую систему. «На самом деле он выкрутил ручки у мониторов, обеспечив своей группе оглушительный звук».
Между тем Брайан Мэй в интервью журналу "Mojo" (1999) замечает: «Мы не проводили обычную для нас предконцертную проверку звука. Оценить состояние системы должен был наш инженер, который появился на сцене всего за несколько минут перед нами. К качеству звука у нас были серьезные вопросы: днем я сидел в зале и наблюдал за выступлениями других артистов. Но я едва мог слышать их, поэтому нам было нужно внести в свой номер какие-то коррективы. Мы хотели покорить толпу, сокрушить её нашим мощным звуком. Наш инженер, я думаю, сделал всё возможное».
Некоторую ясность вносят и воспоминания Малькольма Хилла, руководителя компании «Hill Pro Audio», которая была ответственна за звук на стадионе «Уэмбли». В частности, он заверил «Express Online» (2021): «Только технические специалисты нашей компании имели право вносить какие-то изменения в систему. Это была очень сложная система, и я не думаю, что кто-то мог так быстро с ней разобраться. Мы полностью контролировали ситуацию, поэтому все слухи о том, что Queen что-то якобы там изменила, я считаю смехотворными. Их менеджер Трип Халаф просто подошел к столу микширования и попросил нашего техника включить колонки на полную мощность. Остальное – уже история». Далее он добавляет: «Очень хорошими получились и выступления The Who, Status Quo и Dire Straits. Но другие были менее подготовлены или вовсе приехали без своих инженеров. Это, естественно, прямо сказалось на качестве. Не менее важным было и то, что Queen правильно оценили все нюансы 20-минутного номера. Они включили в свой сет-лист лишь те песни, которые в течение этого промежутка не требовали серьезной проверки оборудования. Так они могли продолжать свой марафон практически без остановки. Это было очень верное решение. Настоящий взгляд профессионалов».
Но что могут рассказать другие участники "Live Aid"? Так, главный распорядитель праздника Боб Гелдоф признается: «Я вышел на улицу и увидел, что на сцену вышли Queen. Тогда я посмотрел на толпу людей, которые очень тепло принимали группу. Queen звучали потрясающе, и их восторг после шоу был вполне заслуженным. Фредди, впрочем, радовался больше других, чем вызвал некоторый переполох за кулисами. Это была идеальная сцена для него: весь мир. Величайшее рок-выступление всех времен, вот о чем шла речь! Они заставили говорить о себе всю планету, потому что отдали сцене всё, что было нужно. Думаю, они отыграли бы так даже во сне».
«Мы были громче, чем кто-либо другой на "Live Aid"», - вспоминал Роджер Тейлор. Его коллега по группе Брайан Мэй дополняет: «Мы все играли хорошо, но Фредди поднял нас на другой уровень. Он был нашим секретным оружием. Будучи первоклассным исполнителем, он слился с многотысячной толпой, присутствующей на концерте. Уверен, Фредди можно считать олицетворением "Live Aid", и это была его слава. Он был уникален. И это было невозможно игнорировать».
Питер Фристоун: «Queen, в отличие от других приглашенных артистов, усердно репетировали целую неделю. И Фредди был по-настоящему ошеломлен, когда во время "Radio Ga Ga" тысячи рук начали поддерживать ритм, необходимый для этой песни».
Одним из немногих фотографов, которым удалось запечатлеть легендарное шоу, оказался Дэйв Хоган. Он рассказывает: «Мощь и влияние Фредди все оценили только после его выхода на сцену. До этого мало кто говорил о Queen, и Фредди явно не был в центре внимания. За кулисами он вел себя достаточно сдержанно, в отличие от многих других. До "Live Aid" никто не понимал его силу. Всё это, впрочем, быстро изменилось. Я помню его исполнение "Radio Ga Ga". На улице ещё не было темно, но он умело создавал эту магию при дневном свете. Этот океан поклонников, хлопающих и топающих вместе, – просто мурашки по коже. Для нас это был настоящий рай. В тот вечер Фредди общался с каждым из присутствующих в зале. Никто – ни до, ни после – не смог повторить эту музыкальную феерию. Я думаю, он был единственным, кто был способен на это».
Бернард Доэрти (специалист по связям с общественностью): «За кулисами Фредди редко обращал на себя внимание. Он знал, что обладает властью над людьми, но так просто не собирался ею пользоваться. Он был настоящей звездой, но внутри был совершенно иным».
«Они действительно самые нормальные и доступные, - соглашается Боб Гелдоф. – В то же время они были самой яркой и необычной группой на планете. У них был гитарист-хиппи (Брайан Мэй), модный барабанщик (Роджер Тейлор), классический басист (Джон Дикон) и самый эпатажный вокалист в мире (Фредди Меркьюри)».
В 2005 году ВВС признали номер Queen на «Live Aid» лучшим выступлением всех времен. Но любопытна реакция Роджера Тейлора, когда журналист Бен Келли сообщил ему эту новость. Келли: «Тогда Роджер сказал примерно следующее: "О, перестань. Кто это решает? Они что ходили на каждый концерт? Мы просто сделали это очень эффектно". Тогда я не мог не спросить об атмосфере внутри группы. Роджер: "Мы никогда не ссорились с Фредди. Мы любили его, хотя в этом мы и не были оригинальны: многие в мире обожают Фредди. Однако в те годы, я думаю, мы не до конца понимали его невероятный музыкальный талант. Это осознание к нам пришло только спустя годы».