Ему было дано звучное имя Антониус Иоганнес. Сами же родители, Карел и Алида Корнелия Тиме, звали его Антун. Родился он в 1888 году в Роттердаме. Страсть мальчика к рисованию, а также необычное для его возраста мастерство было замечено школьным учителем, который начал водить того в местные художественные лавчонки. Вместе они подолгу рассматривали открытки с репродукциями картин Рембрандта, Вермеера, Хальса, Мауве и Ван Гога.
Родители Тиме скептически относились к увлечению сына. Они надеялись, что он станет моряком, может быть даже капитаном корабля, как его дядя. Поэтому ими всячески поощрялся интерес мальчика к морю, а для дальнейшего обучения было выбрано морское училище на севере страны.
В 1902 году Тиме все же, вопреки воле родителей, начал изучать живопись в Академии изящных искусств Роттердама, а затем поступил в Королевскую академию в Гааге. Несмотря на успехи в обучении, споры с родителями не прекращались. Они не хотели, чтобы их Антун стал профессиональным художником. Поэтому, в возрасте семнадцати лет он принял поистине судьбоносное решение уйти из дома.
Первой остановкой Тиме на его долгом пути стал город Дюссельдорф в Германии. Ему посчастливилось познакомиться с художником и сценографом Джорджем Хакером, который стал его наставником. Помимо пейзажной живописи, у Тиме появилась возможность изучить сценический дизайн, что немало помогло ему в дальнейшем.
Но его звало вперед нечто неведомое, поиск непостижимого идеала. Спустя три года Тиме отправился в Цюрих, где встретил американского студента-искусствоведа. Вместе они решили пешком отправиться в Италию, останавливаться на ночлег где придется и делать зарисовки по пути.
Дойдя до озера Комо, попутчик Тиме решил остановиться, Тиме же, в итоге дошел до Турина, для начала устроившись в один из местных театров помощником декоратора. Он участвовал в создании декораций для оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда», имевшей оглушительный успех в Италии. В 1909 году Тиме поступил в Scuola di Belli Arti (Школу изящных искусств) в Турине, а через год перебрался в Неаполь. К великому сожалению, по дороге пропал его багаж, в котором были наброски, сделанные в Швейцарии и Германии. Первая потеря, к которой он, впрочем, отнесся вполне философски.
Тиме навсегда запомнил время, проведенное в Италии, особенно ему понравился старинный городок Поццуоли, с его развалинами римских построек. И, конечно же, яркое средиземноморское солнце, несомненная драгоценность для художника. Кроме живописи и работы декоратором он, как ни странно, начал петь на итальянском языке, кстати, вполне профессионально. Он выучил множество оперных арий, любимой же оперой стала «Манон Леско».
Из Неаполя Тиме отправился в Лондон. Без труда продав эскизы, сделанные на улицах города, он купил билет и отбыл в Нью-Йорк. Его приняли декоратором в труппу балерины Анны Павловой, зарабатывал он 60 долларов в неделю, весьма немало по тем временам. Тем не менее, Тиме не устраивало то, что в Америке, в отличие от Европы, декорации создавались в великой спешке, и совсем не считались искусством. Когда истек срок контракта, Тиме отбыл на пароходе в Бразилию, а затем перебрался в Аргентину. В Аргентине он жил впроголодь, хоть и продал один из своих эскизов за фантастическую тогда сумму в 100 долларов.
Затем были Париж, Лондон, города Италии, снова Америка. Тиме оказался в Бостоне, который покорил его широкими улицами и узкими переулками, обилием зелени и атмосферой умиротворения. Несмотря на то, что у него был контракт с театром в Нью-Йорке, он остался в Бостоне на 10 лет. Работал декоратором, занимался живописью и создавал книжные иллюстрации, в частности для романа Вальтера Скотта «Талисман». В Бостоне он обзавелся первой своей студией, а в 1928 году состоялась его первая выставка в галерее Грейс Хорн. Критики тепло приняли ее, отмечая, в частности, что его пейзажи являются «олицетворением южного очарования - высокие белые колонны, люди на крылечках, бархатистость дерна в солнечных пятнах». Он сменил имя на Энтони.
В конце двадцатых годов случай свел Энтони Тиме с Ричардом Реккиа, известным скульптором. Реккиа открыл для него прибрежный городок Рокпорт в штате Массачусетс. Он же познакомил Тиме с будущей женой. Лилиан, или «Бекки», как звали ее близкие, стала другом и помощницей художника. Они купили в Рокпорте коттедж «с историей». На момент покупки ему было лет сто пятьдесят. Тиме, как ни странно, понравилась ежедневная рутина. Он писал картины, занимался садом, а в беленьких деревенских коттеджах, рыбацких лодках, живописных окрестностях всегда находил источник вдохновения. В Рокпорте он создал Летнюю школу искусств.
Ему принадлежит напутствие, данное студентам: «Хороший пейзажист должен действовать быстро, ловить свет в любой момент. У хорошего плотника лучшие инструменты. У хорошего художника должно быть то же самое. Износите башмаки до дыр, но тратьте деньги на лучшие кисти, краски и холсты».
Репутация Тиме как мастера «солнечного света и тени» продолжала расти. Он был востребован в галереях, а в 1935 официально стал гражданином Америки. И запомнились более всего его портовые и городские пейзажи полуострова Кейп-Энн, яркие краски Новой Англии, сияние солнца сквозь деревья.
Более всего он любил рисовать так называемый «Мотив № 1», старую красную рыбацкую хижину в гавани Рокпорта, построенную еще во время Гражданской войны. Ее удачное расположение в конце пирса служило естественным фоном для изображений гавани.
Термин «Мотив № 1» изначально использовался французскими студентами-художниками как название для часто изображающихся мест. Мотив стоит на месте и в наши дни, но это уже копия изначального, который разрушил снежный буран в 1978 году. Тиме изобразил Мотив более 400 раз.
Он не был единственным художником в Рокпорте. К его приезду там уже организовалась небольшая художественная колония. В Америке тридцатых годов царствовал риджионализм – с его повседневностью и воспеванием жизни обычных американских городков. Энтони Тиме стал одним из художников, представляющих региональное искусство Рокпорта, но одним из самых успешных и востребованных.
В 1946 году случился пожар, в котором сгорела его студия, и были уничтожены многие работы – тридцатилетний труд. Тиме же, вместо того, чтобы восстанавливать утраченное, отправился в очередное путешествие. Южная Каролина, Гватемала, Франция, Испания. Он получал хвалебные отзывы и награды за живость и радостный настрой картин, но сам не был счастлив, находясь в депрессии. Да и любимая им Европа была совсем не той, что до войны.
В Смитсоновском институте хранятся воспоминания жены Энтони Тиме, в которых она пишет, что художник будто бы «родился на пятьдесят лет позже. Он не любил спешку и рев современной эпохи ... этот конфликт всегда был внутри, стремление нарисовать мир и покой, красоту и гармонию каждый день сталкивались с уродством современности».
6 декабря 1954 года Тиме застрелился в ванной гостиничного номера в Гринвиче, вероятно не справившись с глубокими внутренними проблемами. Но точной причины никто так и не смог назвать.
Работы Энтони Тиме находятся в коллекциях Института истории и искусства Олбани, Собрании Нью-Хейвена, Дейтонском художественном институте, музее Метрополитен, музее изящных искусств Бостона и во многих частных коллекциях.
Обложка: Цветные паруса. Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2011/03/anthony-thieme-1888-1954.html
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.