Очень интересный феномен: поднимаясь на борт самолёта в качестве авиапассажира, едва ли не каждый мечтает вкусно поесть на высоте десять тысяч метров! Откуда же появляется эта замечательная и такая привлекательная еда?
Традиция кормить авиапассажиров на борту самолета появилась 77 лет назад в Америке, и вместе с ней появились стюардессы, в задачу которых входили функции традиционных земных официантов.
Первое авиа меню, состоявшее из фруктового коктейля, жареного цыпленка, печенья, чая и кофе, тоже стало традиционным. Его называют стандартным. Есть ещё и нестандартное: диетическое, вегетарианское и лечебное. Всего 30 видов меню. Его можно заказать при покупке авиабилета, причем, эту услугу без дополнительной платы оказывают все крупные авиаперевозчики.
На борт самолета блюда попадают уже готовыми, а готовят их в специально отведенном для этого месте: на фабрике бортового питания.
Прежде всего, надо сказать, что существует стандартное питание. Оно бывает двух видов: осенне-зимнее и весенне-летнее. То, что относится к осенне-зимнему периоду, имеет очень выраженную калорийность. В теплое же время предпочтение будет отдано более легким продуктам: овощам и фруктам.
Наверное, все знают, что стюардессами обычно предлагается мясо, курица или рыба. Но как же они готовятся?
Сначала мясо курицу или рыбу делят на порции, причём, вес каждой порции зависит от пожеланий и возможностей авиакомпании. И, естественно, у разных у разных авиакомпаний разные возможности, и разное меню! После того, как ингредиенты разделены на порции, их отправляют в цех приготовления горячих блюд. Мясо и рыбу сначала обжаривают на сковородах, а затем ставят в пропарочный шкаф.
Рецепты блюд хранятся в технологической карте. Здесь представлен ассортимент продуктов, которые входят в бортовой набор. Количество каждого компонента указано в граммах. Есть и фото готовой продукции, что дает возможность контролировать идентичность того, что заказывала авиакомпания, тому, что здесь приготовлено.
Готовое блюдо помещают в ёмкости для хранения и отправляют в холодильник.
После охлаждения пищу раскладывают в касалетки - это специальные контейнеры, в которых еду подогревают на борту самолета. Касалетку накрывают крышкой. Всё, продукт готов к употреблению!
Наполненные касалетки отправляют в прохладное помещение. Весь процесс заморозки длится 40 минут - до тех пор, пока питание не промерзает до 18 градусов ниже нуля. Это так называемый фостер - устройство для глубокой заморозки.
Не всегда в аэропрортах прибытия есть фабрики бортового питания. Поэтому необходимо обеспечить пассажиров, которые летят обратно, пищей.
Нарезанные помидоры, огурцы и шинкованую капусту укладывают в одноразовую посуду. Её используют только в эконом-классе. Пассажиры из бизнес-класса едят на фарфоровых блюдах.
На каждой крышке есть определённые наклейки. Это международная таблица условных обозначений для бортового питания. В какую страну вы бы ни прилетели, везде значки будут одинаковые - никаких переводчиков не требуется! Кружочки обозначают вид продукта: отметка красного цвета обозначает мясо, жёлтого – курицу, голубого - рыбы.
Цветные же квадратики - это маркировка дня недели. Понедельник – жёлтый, вторник – зелёный, среда - синий.
Вот, например, кружочек жёлтого цвета означает, что это курица, и квадратик красного означает день недели – четверг!
В цехе сборки готовой продукции пустые подносы наполняют яствами и грузят в аэробусную тележку.
Далее питание попадает в секретную зону, куда вход всем категорически запрещен! Здесь наши контейнеры обзаведутся новыми маркировками, что означает одно: ешьте на здоровье!
Дальше контейнеры помещают в авто-лифт. Это универсальная машина. Кузов с питанием может подниматься к самолетам любого типа и модификации.
Как правило, питание эконом класса загружают через заднюю дверь, а питание бизнес-класса - через переднюю.
А что означает эта надпись на одном из комплектов питания: «КВС»? Расшифровывается она, как «командир воздушного судна». Его собирают это отдельно, на той же фабрике. Оказывается, командир не имеет права есть что-либо из рациона остального экипажа и угощать кого-то своей порцией. Почему так? Для безопасности!
Даже если предположить, что какой-то продукт оказался вредным для здоровья, он никогда не попадет в отдел одновременно и к пилотам и к командирам! Так что не беспокойтесь!
Сядьте поудобнее, пристегните ремни и ждите, когда вам предложат чашечку крепкого чая или ароматного кофе! Правда, они всегда кажутся холоднее, чем внизу, на земле. Почему?
Да потому что на высоте 10000 метров давление внутри самолёта ниже, чем на земле, и вода кипит не при 100, а уже при 80 градусах по Цельсию. Пусть это будет единственным, что огорчит вас во время полёта! Приятного вам аппетита и мягкой посадки!
Для чего на самом деле просят мобильные телефоны в самолете, читайте здесь!