Вы заметили, какое количество умных, талантливых людей ушло за последнее время. Ушли люди, к которым хотелось прислушиваться и слушать, люди, как рупоры правды, тонко, по-философски подмечающие все нюансы современного мира и излагающие в малых или больших формах, но очень мудро, порой остроумно, все основные жизненные постулаты.
А мы, постоянно ищущие смысл жизни, пытаемся постичь его в их ответах на главные вопросы. Их мудрость на все времена и никого не оставляет равнодушным.
Хочется сегодня вспомнить размышления этих неординарных, глубоко мыслящих талантливых мужчин: Валентина Гафта, Александра Ширвиндта и Эльдара Рязанова.
Валентин Гафт
Валентин Гафт всегда был невероятно требовательный прежде всего по отношению к себе и к своим коллегам. Был весьма нетерпим к хамству, подлости и грубости, то, на что многие сейчас просто закрывают глаза.
Но это не в характере Гафта. Иронично-умный правдолюбец, острый на язык. Валентин Гафт очень тонко чувствовал время и наблюдал за этим миром, как будто со стороны. У него даже фамилия необычайно хлесткая из 4 букв. Его способность кратко и емко в эпиграммах подметить главные черты характера в человеке, восхищает.
Он писал о том, что волнует каждого из нас: философские размышления о любви, дружбе, профессии и, конечно, о человеческой жизни и ее фатальности.
Об искусстве и последних «новых веяниях» в современной режиссуре
Валентин Гафт, размышляя об искусстве, выводит такое определение:
Искусство – потребность объяснить ощущение жизни, себя. Я думаю, что и стихи – это тоже потребность что-то такое объяснить…
Ностальгия по прошлому, воспоминания по старому образу жизни, ее укладу, эти чувства периодически испытывает каждый. Валентин Гафт говоря о современном театре, его режиссуре, сетует:
Понимаете, иногда дыхание актёра выражает больше, чем голые тела на сцене. Потому что обнажение чувств – это больше, чем обнажение тела. Обидно, что сегодня театр превращается порой в демонстрацию обнажённых фигур.
Соглашусь с ним. Слишком много голых натур, когда хочется больше души.
В. Гафт делился своими философскими размышлениями о жизни, любви, дружбе, своей актерской профессии, рассказывал о том, что волнует каждого из нас, но делал это очень талантливо.
О старости
Размышляя о старости В. Гафт сочинил пронзительное четверостишье:
Уже подкралась старость близко
и время не воротишь вспять,
Я в жизни переторопился,
а надо было замедлять.
О любви
Его четверостишия о любви коротки и лаконичны, вот одно из них:
Роман - любовь, но очень редко
Читать не скучно до конца.
Любовь - короткая заметка,
Но всё зависит от чтеца.
А вот размышления глубокие и искренние:
Любовь сокращает дорогу к вере — как религия. Хотя любовь разная бывает. Одному хочется уйти из этого мира из-за того, что он влюбился, а другой счастлив. Некоторое время. Любовь — это великое чувство жизни, но проходящее. Оттого и более ценное. Повезло тому, кто его испытал.
Мне в любви повезло. У меня есть дом, где меня любят и помогают. У меня жена – великая актриса. Я её люблю не только за талант, а за то, что она меня понимает. Если бы я был драматургом, написал бы об этом пьесу. Может быть, напишу.
Что значит любить душой? Это когда ты другого человека понимаешь как самого себя, а он отдает тебе в ответ то же самое. Тогда это может стать действительно великим событием.
Бывает, что любовь открывает в человеке талант или поднимает с постели во время болезни.
О себе
О себе всегда сложно, но главное быть искренним с самим собой, это важно. Понимание и ощущение себя — это важно.
Я боюсь быть несамокритичным. Потому что я очень много чего не умею. Я видел великих рядом с собой – не могу себя даже сравнивать с ними. Великие ушли. Мы сейчас вроде как за ними идём… Но таких артистов, как были раньше, уже нет. Они никогда не вернутся сюда…
Мы – другие. И такими, как они, уже не станем. Потому что ушли величайшие Артисты, Художники, Люди. Ефремов, Евстигнеев, Даль, Козаков. Это исторические личности, они не только связаны с «Современником». Это история театра как такового. История литературы. А Володя Высоцкий? Что вы, как рядом с ними можно к себе всерьез относиться? Когда проходят вечера, посвященные им, надо меньше всего думать про себя. Тебя выпустили, чтобы ты сказал о них, а не о себе.
Удивительно критично, без самолюбования, что не свойственно актерам, а свойственно людям умным, вечно сомневающимся в себе.
Александр Ширвиндт
Всеми любимый актер, театральный режиссер, художественный руководитель Московского театра сатиры аж с 1989 года, писатель, сценарист, телеведущий и педагог. Его чувством юмора восхищаются многие. Тем интереснее его размышления на главные человеческие темы.
О театре, искусстве и цензуре
Наше поколение давила цензура, но, если вдуматься, тогда существовала и огромная команда редакторов, эрудированных, потрясающе тонких людей, которые не допускали на выход ничего „ниже пояса“ — и в прямом, и в переносном смысле. А сейчас лепи — что хочешь, если эфир купил. Конечно, есть таланты — тот же феноменальный Максим Галкин, или мой любимый Ванька Ургант, которого я с детства знаю, или Юра Гальцев, но и они работают без ценза, а, кроме того, обязаны заниматься производством юмора круглосуточно, отчего у них поневоле начинаются сбои вкуса. Они сами это понимают, но сейчас такая рейтинговая конкуренция, что полчаса не шутишь — могут забыть. Гонка за круглосуточностью приводит к бессмысленности».
Как точно о «круглосуточности», не правда ли?
О жизни
Времени, отпущенного на жизнь, оказалось мало…
Смысл существования — в душевном покое и отсутствии невыполненных обязательств. Но обязательства все время нахлестывают. Кажется: вот это сделаешь и это — а дальше покой и тишина. Нет — появляются новые.
Володин как-то сказал, что другого времени у нас скорее всего и не будет. И потому мы должны жить во времени настоящем, никак себя самих не обманывая.
Мне элементарно неинтересно коллективное мышление. Мне больше нравится жить своим.
О смерти
Как-то меня спросили: если бы у меня была возможность после смерти вернуться в виде какого-то человека или вещи, что это было бы? Я ответил: флюгер…
Про СМИ и современные нравы
Когда погружаешься в наши СМИ, создается впечатление, что население страны состоит из лиц Первого канала, лиц второго и лиц кавказской национальности… Недавно милый ведущий в телевизоре говорит: «Совершен очередной теракт. К счастью, погибли всего три человека». К счастью!
Сейчас все обо всех в курсе дела. Ума не приложу, как актрисы осмеливаются играть что-то серьезное. Она выходит на сцену, и ползала знает о ней досконально все: в каких колготках, в каких прокладках, с кем спала вчера и кому дала отставку на прошлой неделе. А некоторые даже на себя наговаривают. Куда лучше было раньше, когда актера окружал флер таинственности…
Артисты драмы, лишь бы засветиться, ломают ноги на фигурном катании, дискредитируя этот великий вид спорта. Те, кто физически не может встать на коньки, надевают боксерские перчатки и бьют друг другу морды, забывая, что морды их кормят. А те, кто вообще ничего не умеет и всего боится, шинкуют вялый салат по всем телеканалам под пристальным вниманием дилетантов от кулинарии. Дилетантизм шагает по планете
…У нас в стране на фестивале главный приз надо давать «За потерю чести и достоинства». причем трех степеней: «Частичная потеря чести и достоинства», «Временная.» и «Окончательная.»
О любви
Очень трудно человеку, вечно подшучивающему над собой, окружающим серьезно говорить о таких вещах. Но мне кажется тем ценнее эти слова по значимости. Думаю, их он говорил исключительно один на один своей единственной жене и писал невероятные письма. А вот размышления вслух интересно послушать:
…Получается, что в жизни я однолюб. То есть мужчина, испортивший жизнь только одной женщине…
Когда мы любим, мы становимся лучшей версией себя. Нам море по колено. И любые вершины по плечу… Многие сидят на этих вспышках ….. А кто-то лишь пытается спасти себя от одиночества…
О старости
У старости, кажется, только одно преимущество:
в 80 лет пожизненный срок выглядит как условный.
Замечательные молодые персонажи брэдбериевского «Вина из одуванчиков» с ужасом констатируют, что, оказывается, взрослые тоже не всё знают. Становясь взрослым, моментально становишься старым. Становясь старым, начинаешь сомневаться: а был ли ты молодым? Начинаешь сомневаться во всем. Начинается брюзжание. Начинаешь брюзжать — становишься старым м…ком или дураком, как интереснее. Круг замыкается.
На злобу дня или о «модной болезни»
Понятие «модная болезнь» с легкой руки Александра Анатольевича прочно вошло в нашу жизнь.
Хочется ощущать плечо друга, а не полтора метра пустоты.
Нельзя существовать в круглосуточном, не проходящем чувстве ненависти, раздражения, неприятия, ощущения беды и горя. Должны быть оазисы, просветы. Жизнь-то одна… Так что внутри любого кошмара надо пытаться искать позитивные эмоции
Отдаленка… Страшное понятие времени. От чего отдаленка? От смысла? От безвыходности? От привычной обывательской системы существования?
Попытка дружбы сегодня крепится на айфонах. Нарастающая разобщенность и некоммуникабельность в обществе крайне ужесточилась. Нас отодвинуло друг от друга на полтора метра. С каким источником советовались законодатели, выбирая это расстояние, — неизвестно. Почему не два метра или не один? С этим метражом сценический тупик. Как задушить Дездемону с такого расстояния? Как дотянуться поцеловать Джульетту? Я уже не говорю о сексуальных сценах — где сегодня найдешь героя-любовника с полутораметровыми возможностями. Смех смехом, а грусть возникает, когда из-за этой вирусной гадости мы лишаем зрителя чего-то очень нужного и весомого.
Удаленка… Ужас. Очень хотел бы всё это пережить и перейти, наконец, к привычной приближенке.
Эльдар Рязанов
Один из самых любимых российских режиссеров, чьи фильмы можно смотреть постоянно на протяжении всей жизни и не устать от этого. Это и уникальный сценарист, гениальный мэтр отечественной комедии. А ещё — это тонко чувствующий поэт, оставившим после себя удивительные стихи — неравнодушные, полные боли и грусти и, в то же время, тёплые, искренние и какие-то родные.
Об искусстве и последних «новых веяниях» в современной режиссуре
Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.
В стихах фиксировалось то, что не находило себе места, да и не могло найти, в сценариях и фильмах… мучительное желание высказаться о личном, только моем, стремление поделиться чем-то заветным, жажда исповеди и побудили меня к стихотворству. Исповедь, я думаю, то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умение заглянуть в человеческие глубины, наверное, суть поэзии.
Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А, испарившись из кино, они уходят и из сознания людей…
О любви
Я раньше не знала, что в фильмах Э. Рязанова звучат песни, на стихи самого режиссера. Ну, вот к примеру, из «Жесткого романса»
Я, словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь, в волшебную страну,
Где назовут меня любимой.
Где бесподобен день любой,
Где не страшилась я б ненастья.
Прекрасная страна — любовь,
Ведь только в ней бывает счастье.
Пришли иные времена,
Тебя то нет, то лжешь, не морщась.
Я поняла, любовь — страна,
Где каждый человек — притворщик.
Моя беда, а не вина,
Что я — наивности образчик.
Любовь — обманная страна,
И каждый житель в ней — обманщик.
Зачем я плачу пред тобой,
И улыбаюсь так некстати.
Неверная страна — любовь,
Там каждый человек — предатель.
Но снова прорастет трава
Сквозь все преграды и напасти.
Любовь — весенняя страна,
Ведь только в ней бывает счастье
Удивительно, как он тонко чувствовал женскую душу.
А вот, что он писал о сокровенном не в стихотворной форме:
Многие из нас думают, что любили, но по большому счету прожили жизнь без любви. Принимали за любовь или увлечения, или какие-то чувственные привязанности. А любовь - особое чувство. С моей точки зрения, способность любить — это как талант, который либо дан человеку, либо нет.
Говоря об Эльдаре Рязанове, нельзя не вспомнить его жену Нину Скуйбину, которая 22 года была его музой, но не справилась с болезнью.
О жизни и смерти
Жизнь прожить — нехитрая наука:
отыщи любовь, да сбереги…
Место жизни — ближняя округа,
далью не прельщайся, не беги.
Даже если жизнь обыкновенна,
делай все, что можешь, от души.
Понимай всему живому цену
и судить чужого не спеши.
Трать себя, живи неосторожно,
выгод не считай, не мелочись…
Пусть с людьми и сложно, и тревожно,
ты пойми их суетную жизнь.
Жизнь, коль вдуматься, простая штука.
Главное, ни разу не предать.
Жизнь — совсем не с..а и не скука,
если станешь дальним сострадать.
И живи! В любую непогоду!
Сочиняй свой собственный мотив.
А любить жену, друзей, природу —
не такой уж, право, примитив.
И еще о миге, под названием «Жизнь»:
Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
стоит тире, черта, стоит знак «минус»,
а в этом знаке жизнь заключена.
В ту черточку вместилось все, что было…
А было все! И все сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
чем был похож и не похож на всех.
Погибло все мое! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Все это не воротится обратно,
лишь будет между датами черта.
P.S.
Трудно даже представить этих троих рекламирующим какой-либо банк, или просящих нас взять очередной неподъемный кредит. Сожалеть приходится о том, что таких людей, с нравственными принципами и с такой стойкой гражданской позицией, становится все меньше и меньше.
А закончить хочется моим любимым стихотворением Эльдара Рязанова:
Хочется легкого, светлого, нежного,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого, и невозможного.
Хочется рухнуть в траву непомятую,
в небо уставить глаза завидущие,
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать все живущее!
Хочется видеть изгиб и течение
синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожей солнца свечение,
в воду бросаться с мостков без купальников.
Хочется милой наивной мелодии,
воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила,
и чтобы сердце неслось ошалелое
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее.
Только за все что промчалось — заплачено,
и остается расплата прощальная.
А вы что об том думаете?
СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНО ВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.