«Война завершена. Готов обсуждать с Дудаевым, как будем жить с Чечней»
Борис Ельцин, во время визита в Краснодар в апреле 1996-го
Деятельность 245-го полка в Чечне
После штурма Грозного, МО России приняло решение о развертывании частей сокращенного состава, для последующей отправки в Чечню.
В число таких частей попадает 245 мотострелковый полк, который в краткие сроки пополняют за счет военнослужащих срочной службы со всего военного округа. Учения и боевое слаживание, ввиду нехватки времени, провести не удается.
Из-за плохой подготовки состава, полк сразу начинает нести потери.
14 декабря 1995-го происходит бой на блок-посту № 24, в ходе которого боевикам удается разоружить блок-пост и дважды отбить атаки разведотрядов. В результате боя захвачены в плен 31 военнослужащий, 12 человек погибло и 8 было ранено.
Также полк отличился при взятии села Гойского и Шатоя, где из-за плохой слаженности действий погибло 24 военнослужащих и 3 пропали без вести.
Договорное село
К началу 1996-го ситуация нормализовалась(по меркам Чечни). Крупных боев уже давно не происходило, а с главами боевиков были заключены временные перемирия. Даже Ельцин в своих выступлениях заявлял, что мол война закончена и скоро будем жить вместе.
Из-за чего рядовая отправка колонны не предвещала беды.
15 апреля в Ханкалу прибыла колонна, что должна была забрать молодое пополнение и доставить в Шатой.
Путь колонны лежал через село Ярыш-Марды, со старейшинами которого 4-го апреля было заключено перемирие. Однако несмотря на договора, за день до отправки колонны, в село вошли боевики во главе с небезызвестным Хаттабом, где начали подготовку к засаде.
В течении всей ночи Хаттаб и его свита устанавливали мины и огневые точки, на участке дороги длиной в два километра.
К утру 16-го апреля возле села было установлено свыше 20 огневых точек, несколько складов боеприпасов, пути отступления и группы эвакуации раненых.
В общем, ребята были настроены серьезно и в течении оставшегося дня выжидали колонну.
Отправка колонны и безалаберность командования
16 апреля в 12:00 колонна выдвинулась из Ханкалы. С самого начала она была обречена на смерть из-за ряда ошибок и банального разгильдяйства.
Из доклада Льва Яковлевича Рохлина по факту гибели военнослужащих 245 мсп: «При подготовке к отправке колонны 245 мсп из пункта дислокации близ Шатоя в Ханкалу, планируемой на 15 апреля, за материальными средствами Командование и штаб Оперативной группы (Командующий - генерал-майор Кондратьев) допустили серьезные нарушения в установленном порядке предотвращения нападения бандформирований на войсковые колонны. Командующий лично планированием и подготовкой проводки колонн не занимался, возложив эти вопросы на Начальника штаба Оперативной группы.
Штабом при подготовке проводки колонны не были уточнены задание командирам частей, в зоне ответственности которых определены маршруты движения колонн, не организовано взаимодействие сил и средств в базовых центрах с проигрышем эпизодов по отражению нападения на колонну. Не было отдано письменного распоряжения командиру 324 мсп об обеспечении проводок колонны. Штаб не потребовал доклада о готовности маршрута от командиров 245 и 324 мсп. Был нарушен приказ о необходимости наличия в колоннах двух командно-штабных машин для организации надежной связи. Не было выделено авиационное обеспечение, хотя колонна не выпускалась из Ханкалы до 12.00 16 апреля из-за плохих погодных условий.»
Засада и гибель колонны
В 14:10 колонна пересекла реку Аргун, не встретив никакого сопротивления и подошла к злосчастному селу. В самой колонне было полное спокойствие, так как ни солдаты, ни штаб 245-го полка не знали о пятидесяти боевиках Хаттаба, что осели по оба береги реки, поджидая колонну.
Начался бой в 14:20, когда шедший во главе колонны танк с минным тралом подорвался на фугасе. Взрыв был настолько большой силы, что башню танка оторвало и отбросило на несколько метров.
После первого и последовавшего за ним взрывов, боевики открыли огонь из гранатометов, практически сразу подбив головную БМП и замыкающую.
В первые минуты боя была подбита БРДМ в которой находились корректировщики и старший колонны майор Петр Терзовец. Попаданием снаряда РПГ-7 Петр Дмитриевич будет убит, а вместе с ним, от стрелкового огня, погибнет весь экипаж машины.
Уничтожив идущую впереди колонны бронетехнику, боевики преступили к расстрелу грузовиков. Огнем РПО "Шмель" было поражено несколько машин: четыре наливника и два грузовика, везших артиллерийские снаряды. Грузовики вмиг вспыхнули и взорвались, заливая спасающихся солдат горящей соляркой.
Спасаясь от взрывов и снайперского огня, некоторые бойцы прыгали с обрыва в речку, однако, как позже выяснится, никому из них выжить не удастся.
На протяжении нескольких часов боя, будет запрошена поддержка, однако разведгруппе полка удастся подойти только после отхода боевиков.
Итоги
В результате засады и разгрома колонны погибло 73 военнослужащих и еще 52 получило ранения. Также боевиками было уничтожено 19 единиц боевой техники: 6 БМП, один танк Т-72, одна БРДМ и 11 автомобилей.
Разгром колонны вызвал небывалый общественный резонанс. На фоне этого резонанса, в обществе впервые возникла фигура Хаттаба, что до этого находился в тени. Практически через неделю у него взяли интервью, где Хаттаб заявил, что колонну ему сдал абстрактный офицер.
И понеслось...
Из каждого угла понеслись вопли о генералах-предателях, тысячах баксов и прочий бред.
Как и было сказано ранее, причиной гибели колонны стала банальная безалаберность начальства, за которую пришлось платить кровью.
Тогда же, Лев Рохлин, будучи председателем Комитета Государственной Думы по обороне, написал доклад "О гибели военнослужащих 245-го мотострелкового полка в Чеченской Республике", в котором были разобраны ошибки командования 245-го полка и причины разгрома под селом Ярыш-марды.
Однако на фоне кричащих заголовков доклад остался незамеченным, из-за чего и по сей день можно наткнуться на "шокирующую правду".