Найти тему
Hello world

Что делать, если ребенок с трудом пересказывает прочитанное: 7 советов, чтобы помочь школьнику

Оглавление

Работая в школе программирования с детьми разных возрастов, наши преподаватели обратили внимание, что некоторым учащимся с трудом даются пересказы текста. Они могут быстро усваивать информацию, умело применять полученные знания на практике, но описать свои действия связанными предложениями затрудняются.

Мы предлагаем поработать над этой проблемой совместно с родителями при помощи следующих советов.

Некоторые дети хорошо читают, но с трудом пересказывают текст. Изображение Julia Sezemova с сайта Pixabay, используется по лицензии Simplified Pixabay License
Некоторые дети хорошо читают, но с трудом пересказывают текст. Изображение Julia Sezemova с сайта Pixabay, используется по лицензии Simplified Pixabay License

Научите ребенка прислушиваться к чтению

Школьники младших классов обладают удивительной способностью – механической памятью. Это позволяет им быстро запоминать простые тексты почти наизусть, легко заучивать стихи и песни. Но если требуется пересказать какую-то историю своими словами, возникает проблема – ребенок порой даже не знает, с чего начать повествование.

Приучите школьника запоминать текст не механически, а вдумчиво. Возможно, придется прочитать не 1 раз, но нужно делать это до тех пор, пока ученик не сможет ответить: какие мысли или чувства вызывает у него это чтение.

Разбивайте текст на эпизоды

Расскажите ребенку, что каждый связный текст состоит из 3 частей – вступления, основной мысли и заключения. Основную мысль можно разделить еще на несколько эпизодов.

После прочтения попросите школьника разделить рассказ на части. Уточните, понял ли он, как один эпизод перетекает в другой. Обратите внимание на то, какими словами автор связывает части между собой.

Напомните, как выглядит вступление, чтобы ребенок знал, с чего начать пересказ. Или используйте собственные вводные предложения, например, «в рассказе автора N описан случай такой-то».

Находите в каждом эпизоде ключевые слова

Пусть ребенок прочитает части текста по отдельности. Спросите его, какие слова встречаются в каждом эпизоде чаще всего. Чтобы их не забыть, можно взять простой карандаш и подчеркнуть ключевые понятия.

Чтение с карандашом пригодится, когда в школьной программе появятся не только художественные, но и научные тексты – по истории, географии и т.п.

Составляйте «дорожную карту» рассказа

Хотя дети крайне неохотно работают над планами, объясните, что с их помощью пересказать текст будет намного проще. Это как если взбираться на горку не по каменистой тропинке, а по ровным ступенькам.

Пункты плана можно озаглавить ключевыми словами, но это необязательно. Если ученику интереснее представить их в виде картинок, схем, рисунков, смайликов – пусть будет так. Можно нарисовать пирамидку, в основании которой лежит вступление в тему, следующее колечко – главы основной части и так далее.

Пробный пересказ

Положите план, схему, или «галерею» из картинок перед глазами ребенка и предложите пересказать текст. Спросите, помог ли ему прием, нет ли в нем каких-то лишних или непонятных пунктов. Если есть – удалите или измените их так, чтобы план помогал ребенку вызвать ассоциации, связанные с текстом, а не отвлекал от основной мысли.

Не разменивайтесь на диалоги

Если в тексте встречается прямая речь или разговоры, научите ребенка передавать их суть несколькими словами. Например: «Лесник встретил в лесу охотника. Они стали разговаривать о том, что на дальней полянке бегают два маленьких медвежонка и поняли, что их мама, наверное, потерялась. Люди решили спасти зверят от голода и забрать их в питомник».

Использование косвенной речи избавит ребенка от долгого и скучного пересказа разговоров.

Избегайте крупных конструкций

Если вести повествование простыми предложениями, состоящими только из грамматической основы, рассказ, конечно, будет скучным, серым, невыразительным. Но выстраивать громоздкие конструкции, которые плохо воспринимаются на слух, тоже не стоит.

Постарайтесь показать ребенку красоту прилагательных, синонимов, сравнений, научите уместно и разнообразно их использовать. Умение ярко, сочно и интересно передавать информацию никогда не будет лишним навыком.

Подпишитесь на канал, чтобы получать больше советов, которые помогут сделать обучение школьника более эффективным.

Ещё по теме:

Как осваивать программирование, чтобы не уставать: советы учителя нашей школы

Почему отличник вдруг начинает приносить двойки: стоит ли переживать родителям, как исправить ситуацию