Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) вписал важную и изящную страницу в историю музыкального развития и музыкального образования. Под огромным впечатлением от педагогического труда композитора Жака-Далькроза находилось большинство представителей художественной культуры Европы и мира: музыканты-исполнители, композиторы, хореографы, литераторы, художники, драматические артисты и режиссеры. Художник Василий Поленов тонко и талантливо сравнил метод Далькроза с "переливанием музыкальных звуков в движение"...
Детство и юность музыканта
Будущий композитор и педагог родился в Вене, в музыкальной семье, где постоянно музицировали. С 6-ти лет началось его обучение игре на фортепиано. Очень быстро ребенок стал сочинять свои произведения. Вскоре семья переехала в Женеву, где с 12 лет талантливый мальчик стал учиться в консерватории.
В годы юности Эмиль колебался, посвятить ли себя актерскому или музыкальному искусству; ездил в зарубежные турне как второй дирижер; брал частные уроки у венских и парижских композиторов-знаменитостей; писал музыку; а с 1892 года стал профессором по классу гармонии и сольфеджио Женевской консерватории.
Годы творчества
Как композитор Эмиль Жак-Далькроз выделялся яркой способностью к импровизационности и использовал ее на концертах. Исследуя его творчество, специалисты усматривали в сочинениях Эмиля некую связь с французской композиторской школой в лице К.Сен-Санса и Ж. Массне по богатству мелодизма, свежим ритмам, метрическим экспериментам.
Сложная полифония почти не применялась автором. Его перу принадлежали комические оперы, балеты, лирические комедии, кантаты и оратории, камерная музыка, оркестровые произведения, концерты для скрипки с оркестром, множество песен и пр. Произведения композитора исполнялись не только в Швейцарии, но и в Германии, Англии. Они были весьма популярны.
Об этом говорил такой факт. Однажды, гуляя в горах, Жак-Далькроз услышал свою песенку в исполнении мальчика-пастушка. Мальчик делал в одном месте ошибку в мелодии, и композитор поправил его. Тогда юный певец возразил, что именно так пели эту песню его отец и дед, а они-то получше этого господина знают, как правильно.
Создание метода ритмической гимнастики
Наблюдая за учениками, которые осваивали игру на музыкальном инструменте, Далькроз убеждался, что хорошо играть им мешает несформированное чувство музыки, ритма, неразвитая эмоционально-телесная отзывчивость на средства музыкальной выразительности. Это сподвигло преподавателя на поиски специальной музыкально-развивающей системы.
Тогда педагог стал создавать пластические упражнения с целью "телесного переживания музыки", где важнейшую роль играли ощущения ритма. Понимание ритма при том универсализировалось, утрачивая свою изначальную узко-прикладную цель - только как освоение ритма музыки. В ритме теперь усматривался символ всеобъемлющего упорядочивания, символ преображения мира и человека. Пластические ритмические упражнения под музыку, по свидетельству очевидцев, становились синте зом разных сфер - театра, педагогики, "редким сочетанием пантомимы, гимнастики, музыки, балета и оперы".
Реакция коллег по Женевской консерватории
Свой метод системы ритмической гимнастики для подготовки к обучению игре на музыкальном инструменте и музыкального развития композитор и педагог начал разрабатывать в 1900-1905 годах. В лице обучавшихся он нашел в этом вопросе полную поддержку и искренний интерес. Но, когда он обратился к коллегам и руководству консерватории с просьбой о выделении учебных часов и помещения на новую дисциплину, он получил не просто отказ, но еще и агрессию, и насмешки.
Даже его коллеги-друзья считали, что Эмиль, похоже, "сошел с ума". Все попытки убеждения кончались полным крахом: так, упражнение по пению песни вместе с использованием жестов (для осознания связи музыки и движения)было расценено как "гримасничанье". Руководство учреждения было недовольно тем, что композитор "компрометирует" консерваторию. Система Далькроза встретила осуждение и полное неприятие. "Как мы всегда учились сами, как учились наши учителя, так и будем продолжать учить музыке! - заявляли ему. - Без ваших сатанинских выходок!"
Дальнейшее развитие метода
Тем не менее, идеи системы метода ритмического воспитания успешно распространялись, завоевывая новых поклонников. В 1909-1910 учебном году у Далькроза насчитывалось уже порядка 360-ти учеников. В 1910 году он переехал в Дрезден, близ которого быстро был воздвигнут архитектурный ансамбль Института ритма с просторным центральным дворцом, пансионом, гостевыми домиками. Было продумано все, вплоть до новейшей системы освещения, сценического пространства, устройства душевых кабин, учебных классов, внутренних двориков для принятия солнечных и воздушных оздоровительных процедур.
Учебный процесс осуществлялся по потокам: для профессионалов (с последующей выдачей диплома); для музыкантов; для актеров; для всех желающих - как детей, так и взрослых (так называемые вольнослушатели). В учебный план входили: ритмическая гимнастика, сольфеджио, хор, импровизация, владение дыханием, анатомия, танец или пластика.
Для презентации своих принципов в зал Института ритма Жак-Далькроз приглашал публику. Здесь впервые необычно была поставлена опера Глюка "Орфей" в новаторском сценическом виде. Особое освещение придавало телам во время их ритмического движения выразительность, скульптурность. В газетах и журналах публиковались восторженные отзывы.
Вместо заключения
Во время войн на долю Жака-Далькроза выпадали настоящие суровые испытания. Кроме того, всегда находились люди, не разделявшие его эстетических принципов и дававшие необъективную оценку его делам. Тем не менее, в Женевской консерватории с течением времени был все же открыт класс ритмической гимнастики, что сразу принесло еще большую известность методу музыкально-ритмического развития. В 1926 г. в Женеве был проведен Международный конгресс по данной тематике, где заслушивались на четырех языках около 40 докладчиков.
В Институте ритма Жака-Далькроза в разное время побывало множество знаменитых людей, включая знакомых нам соотечественников Сергея Рахманинова, Константина Сергеевича Станиславского, князя Сергея Волконского, Анатолия Владимировича Луначарского. Последний оформил свои впечатления от увиденного в таких словах:
« Теперь, увидев гимнастику Далькроза, я должен во всём согласиться с князем Волконским, ибо действительно от движения этих молодых тел веет какой-то новой весной, каким-то глубоким и прекрасным возрождением гармонической, человеческой красоты. Известно, что Далькроз, не ограничиваясь специальным и, так сказать, аристократическим преподаванием музыки и ритмики для своих учениц и учеников, отдаёт много времени и посильному ритмическому перевоспитанию пролетарской детворы. Честь ему за это и слава!»
Дорогие читатели, расскажите, понравился ли вам этот материал.