Найти тему
Свет к свету

Жак-Далькроз: почему его новаторский метод ритмического воспитания не принимали коллеги по женевской консерватории

Оглавление

Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) вписал важную и изящную страницу в историю музыкального развития и музыкального образования. Под огромным впечатлением от педагогического труда композитора Жака-Далькроза находилось большинство представителей художественной культуры Европы и мира: музыканты-исполнители, композиторы, хореографы, литераторы, художники, драматические артисты и режиссеры. Художник Василий Поленов тонко и талантливо сравнил метод Далькроза с "переливанием музыкальных звуков в движение"...

Детство и юность музыканта

Жак Далькроз родился в музыкальной "столице" - Вене. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.ytimg.com/vi/Og8D7X4haq8/maxresdefault.jpg
Жак Далькроз родился в музыкальной "столице" - Вене. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.ytimg.com/vi/Og8D7X4haq8/maxresdefault.jpg

Будущий композитор и педагог родился в Вене, в музыкальной семье, где постоянно музицировали. С 6-ти лет началось его обучение игре на фортепиано. Очень быстро ребенок стал сочинять свои произведения. Вскоре семья переехала в Женеву, где с 12 лет талантливый мальчик стал учиться в консерватории.

В годы юности Эмиль колебался, посвятить ли себя актерскому или музыкальному искусству; ездил в зарубежные турне как второй дирижер; брал частные уроки у венских и парижских композиторов-знаменитостей; писал музыку; а с 1892 года стал профессором по классу гармонии и сольфеджио Женевской консерватории.

Здание Женевской консерватории. Фото взято из открытого источника в интернете.https://statues.vanderkrogt.net/Foto/ch/chge007.jpg
Здание Женевской консерватории. Фото взято из открытого источника в интернете.https://statues.vanderkrogt.net/Foto/ch/chge007.jpg

Годы творчества

Как композитор Эмиль Жак-Далькроз выделялся яркой способностью к импровизационности и использовал ее на концертах. Исследуя его творчество, специалисты усматривали в сочинениях Эмиля некую связь с французской композиторской школой в лице К.Сен-Санса и Ж. Массне по богатству мелодизма, свежим ритмам, метрическим экспериментам.

Сложная полифония почти не применялась автором. Его перу принадлежали комические оперы, балеты, лирические комедии, кантаты и оратории, камерная музыка, оркестровые произведения, концерты для скрипки с оркестром, множество песен и пр. Произведения композитора исполнялись не только в Швейцарии, но и в Германии, Англии. Они были весьма популярны.

Об этом говорил такой факт. Однажды, гуляя в горах, Жак-Далькроз услышал свою песенку в исполнении мальчика-пастушка. Мальчик делал в одном месте ошибку в мелодии, и композитор поправил его. Тогда юный певец возразил, что именно так пели эту песню его отец и дед, а они-то получше этого господина знают, как правильно.

Создание метода ритмической гимнастики

Внутреннее помещение Института ритма, созданного Эмилем Жак-Далькрозом под Дрезденом. Фото взято из открытого источника в интернете. https://www.schnakenberg.de/uploads/pics/Kirche_Buehne_01.jpg
Внутреннее помещение Института ритма, созданного Эмилем Жак-Далькрозом под Дрезденом. Фото взято из открытого источника в интернете. https://www.schnakenberg.de/uploads/pics/Kirche_Buehne_01.jpg

Наблюдая за учениками, которые осваивали игру на музыкальном инструменте, Далькроз убеждался, что хорошо играть им мешает несформированное чувство музыки, ритма, неразвитая эмоционально-телесная отзывчивость на средства музыкальной выразительности. Это сподвигло преподавателя на поиски специальной музыкально-развивающей системы.

Тогда педагог стал создавать пластические упражнения с целью "телесного переживания музыки", где важнейшую роль играли ощущения ритма. Понимание ритма при том универсализировалось, утрачивая свою изначальную узко-прикладную цель - только как освоение ритма музыки. В ритме теперь усматривался символ всеобъемлющего упорядочивания, символ преображения мира и человека. Пластические ритмические упражнения под музыку, по свидетельству очевидцев, становились синте зом разных сфер - театра, педагогики, "редким сочетанием пантомимы, гимнастики, музыки, балета и оперы".

Упражнение ритмопластики по системе Жак-Далькроза. Фото взято из открытого источника в интернете.https://img.lifehackk.com/images/arts-music-and-recreation/the-dalcroze-method-a-primer.jpg
Упражнение ритмопластики по системе Жак-Далькроза. Фото взято из открытого источника в интернете.https://img.lifehackk.com/images/arts-music-and-recreation/the-dalcroze-method-a-primer.jpg

Реакция коллег по Женевской консерватории

Свой метод системы ритмической гимнастики для подготовки к обучению игре на музыкальном инструменте и музыкального развития композитор и педагог начал разрабатывать в 1900-1905 годах. В лице обучавшихся он нашел в этом вопросе полную поддержку и искренний интерес. Но, когда он обратился к коллегам и руководству консерватории с просьбой о выделении учебных часов и помещения на новую дисциплину, он получил не просто отказ, но еще и агрессию, и насмешки.

Даже его коллеги-друзья считали, что Эмиль, похоже, "сошел с ума". Все попытки убеждения кончались полным крахом: так, упражнение по пению песни вместе с использованием жестов (для осознания связи музыки и движения)было расценено как "гримасничанье". Руководство учреждения было недовольно тем, что композитор "компрометирует" консерваторию. Система Далькроза встретила осуждение и полное неприятие. "Как мы всегда учились сами, как учились наши учителя, так и будем продолжать учить музыке! - заявляли ему. - Без ваших сатанинских выходок!"

Дальнейшее развитие метода

Обложка русскоязычного издания монографии Жака-Далькроза. Фото взято из открытого источника в интернете. https://d2zofuu73zurgl.cloudfront.net/knigrazval/cloned-images/134903/001/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_001.jpg
Обложка русскоязычного издания монографии Жака-Далькроза. Фото взято из открытого источника в интернете. https://d2zofuu73zurgl.cloudfront.net/knigrazval/cloned-images/134903/001/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_001.jpg

Тем не менее, идеи системы метода ритмического воспитания успешно распространялись, завоевывая новых поклонников. В 1909-1910 учебном году у Далькроза насчитывалось уже порядка 360-ти учеников. В 1910 году он переехал в Дрезден, близ которого быстро был воздвигнут архитектурный ансамбль Института ритма с просторным центральным дворцом, пансионом, гостевыми домиками. Было продумано все, вплоть до новейшей системы освещения, сценического пространства, устройства душевых кабин, учебных классов, внутренних двориков для принятия солнечных и воздушных оздоровительных процедур.

Учебный процесс осуществлялся по потокам: для профессионалов (с последующей выдачей диплома); для музыкантов; для актеров; для всех желающих - как детей, так и взрослых (так называемые вольнослушатели). В учебный план входили: ритмическая гимнастика, сольфеджио, хор, импровизация, владение дыханием, анатомия, танец или пластика.

Проводимые занятия в Институте ритма. Фото взято из открытого источника в интернете. https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/14810/content_orpheus.jpg
Проводимые занятия в Институте ритма. Фото взято из открытого источника в интернете. https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/14810/content_orpheus.jpg

Для презентации своих принципов в зал Института ритма Жак-Далькроз приглашал публику. Здесь впервые необычно была поставлена опера Глюка "Орфей" в новаторском сценическом виде. Особое освещение придавало телам во время их ритмического движения выразительность, скульптурность. В газетах и журналах публиковались восторженные отзывы.

Вместо заключения

Во время войн на долю Жака-Далькроза выпадали настоящие суровые испытания. Кроме того, всегда находились люди, не разделявшие его эстетических принципов и дававшие необъективную оценку его делам. Тем не менее, в Женевской консерватории с течением времени был все же открыт класс ритмической гимнастики, что сразу принесло еще большую известность методу музыкально-ритмического развития. В 1926 г. в Женеве был проведен Международный конгресс по данной тематике, где заслушивались на четырех языках около 40 докладчиков.

В Институте ритма Жака-Далькроза в разное время побывало множество знаменитых людей, включая знакомых нам соотечественников Сергея Рахманинова, Константина Сергеевича Станиславского, князя Сергея Волконского, Анатолия Владимировича Луначарского. Последний оформил свои впечатления от увиденного в таких словах:

Публика в Институте ритма Жака-Далькроза. Фото взято из открытого источника в интернете. https://info.utheory.com/content/images/downloaded_images/Dal-who--Your-what--An-introduction-to-Dalcroze-Eurhythmics/1-TaMhaG2IVmIoXyBZYzn1GA.jpeg
Публика в Институте ритма Жака-Далькроза. Фото взято из открытого источника в интернете. https://info.utheory.com/content/images/downloaded_images/Dal-who--Your-what--An-introduction-to-Dalcroze-Eurhythmics/1-TaMhaG2IVmIoXyBZYzn1GA.jpeg

« Теперь, увидев гимнастику Далькроза, я должен во всём согласиться с князем Волконским, ибо действительно от движения этих молодых тел веет какой-то новой весной, каким-то глубоким и прекрасным возрождением гармонической, человеческой красоты. Известно, что Далькроз, не ограничиваясь специальным и, так сказать, аристократическим преподаванием музыки и ритмики для своих учениц и учеников, отдаёт много времени и посильному ритмическому перевоспитанию пролетарской детворы. Честь ему за это и слава!»

Дорогие читатели, расскажите, понравился ли вам этот материал.