Говорят Гала впивалась в человека намертво. Так произошло с ее первым мужем - с Полем Элюаром, великим французским поэтом. Именно он стал отцом ее единственной дочери. Она забыла о ее существовании, была занята другими делами... Она должна была стать любовницей, музой, менеджером, пиар-директором, женой великого Дали. История его любви к ней поражает воображение. О его чувствах говорят архивные кинокадры, фотографии и картины. Эта выставка стала для меня открытием в мир Дали. Кто эта женщина - Гала для Дали? Она стала его любовью и двигателем. Почему он любил ее больше, чем свою мать, больше, чем своего отца, больше, чем Пикассо, и даже больше, чем деньги? По крайней мере, он так писал.....
И вот, холодый ноябрьский, пронизывающий ветер на набережной реки Фонтанка. Благодаря усилиям многих организаций в Музее Фаберже открыта выставка Гала и Дали. Электронный билет с указанным временем, распечатанный на стойке решепшен, у меня в руках и очередь на пронизывающем ветре. Как хорошо, что сеансы посещений расписаны по времени, охранник пропускает в первую очередь с электронныими билетами. Но очередь очень быстро двигается вперед. Стоимость обычного билета - 500 рублей. Но это того стоит. Не лететь же в Испанию...
Кюаркод, паспорт, гардероб, сканирование билетов. Далее - лестница Шуваловского роскошного дворца с красной ковровой дорожкой.
Вежливая охрана. Начало экспозиции. Здесь царит настоящий мрак. На потолке видны отблески роскошной лепнины и позолоты, многоярусные круги мерцающих в полсилы трех старинных люстр.
Лабиринты темных стеллажей и светящиеся из-за изумительно сделанной подсветки каждой картины настоящие шедевры от Дали и Галы.... Здесь раскрывается вся история. В его картинах.
Говорят, он попал к Гале девственником, юным, с пробивающимися только усиками, худым и голодным. Во всех смыслах.
Она не совсем была ему верна. До самой смерти своего предыдущего мужа она поддерживала с ним отношения. Она этого не скрывала, как и другие свои связи, но Дали это даже больше возбуждало....
И вот перед нами в темноте в тёмной раме появляется картина. Она называется очень просто. Гала. Искренне, просто, по-настоящему. Как будто, сделанная на салфетке. Это 1931, и это -первое изображение Галы у Дали.
Посмотрите на Галу. На лице выражение покоя, благополучия и сытого довольства. А на плече - обглоданные косточки. Дали говорил, что если он сильно любит Галу и бараньи косточки, почему они не могут быть вместе на картине. С этим трудно поспорить...
Она была старше него на 11 лет. Но шоу "Дали" требовало много энергии, самоотдачи, пиара...
Она сильно от всего этого устала. Ведь было уже достаточно денег для спокойной своей и Дали жизни. Ну, своей уж точно... Ей захотелось уйти на покой, но так, чтобы не потерять контроля над Дали. У нее было место для уединения - Пуболь — маленькая деревня, где располагался красивый старинный замок. Именно Дали ей его подарил. Она устала и от самого Дали. Условием принятия подарка было то, что Сальвадор Дали будет заранее и письменно просить у нее разрешения для посещения. Интересно, как она там проводила время? Наверное, Дали чувствовал себя каждый раз рыцарем на белом коне, каждый раз завоёвывающим неприступный замок, в котором живет его ненаглядная Гала....
Вот мы заходим в зал с камином. Здесь справа предоставлены две стереокартины Дали. Это, когда обоими глазами смотришь в два окуляра и видны картины в стереоизображении. Вот один из фрагментов.
Вторую стерео картину не покажу, иначе дзен заблокирует мой канал. Чуть правее красивый зал, где идёт черно-белый фильм про Дали. Очень эффектно:
Вернёмся в предыдущий зал...
На той картине, конечно, главный герой - не Бальтазар. Главные герои здесь - сами Гала и Дали. Их силуэты хорошо видны, обращенные друг к другу.
Как же ему было тяжело, когда его муза уходила. Опора его всей жизни, огромной машины с названием Дали, сердцем которой был не Сальвадор, а Гала..... Она тоже понимала, что умрет первой. Она гадала. При ней всегда были карты. Эскизы к ним сделал сам Дали. Говрят, одной из последних фраз перед смерью было «Карты не врут... »
В красивом зале с мраморном камином и белыми барельефами, пережившими странную реставрацию, есть витрина с картами Галы.
Это предпоследний зал выставки. Здесь также под стеклом витрины лежат ее личные вещи. Это зеркало в тяжелой оправе серебристого цвета, черный траурный бант (он встречается на множестве картин Дали), палехская шкатулка с рисунком к пушкинскому «Руслану и Людмиле». Она просила похоронить себя в красном платье от Диор....
Она была еще жива, когда Дали написал эту картину:
Три этапа жизни Галы: до Дали, с Дали, и смерть... Ее лицо в иде статуи мертвенно - черно -белое, ни капли цвета. А отсутствие цвета для Дали равноценно смерти. Справа - силуэт женщины с книгой, она то ли читает молитву перед умирающей, то ли это смерть пришла за его музой, то ли это сама Гала, так любившая уединиться с книгой.
Скончалась она в Порт-Льигате, в субботу, в 6 утра, когда невозможно было получить справку о смерти. Без справки из мэрии везти ее тело в замок в Пуболе, где его должны были забальзамировать и предать земле, было нельзя. Поэтому в последний свой путь Гала отправилась в обход закона. Но она так и жила, постоянно скрывая доходы от налоговой службы. Везли ее тело в Пуболь как будто живую. Ее просто усадили на заднее сиденье автомобиля. Рядом находилась сиделка с заранее приготовленной речью на случай, если их остановит полиция: госпожа была жива, мы везли ее в больницу, и вот, пожалуйста - прямо в дороге она скончалась. Операция по транспортировке Галы удалась. Ее тело забальзамировали, одели в красное платье от Диор и уложили в склеп.
Она похоронена в том самом замке... После похорон Дали переедет в Пуболь. Теперь они почти рядом. Смерть Галы запустила в Дали ужасающий механизм саморазрушения. За пару недель он превратился в беспомощного трясущегося старика. Он спал на ее кровати, его болезни прогрессировали, он почти перестал есть, он почти перестал рисовать. Последние его картины очень страшные...
На этой картине разлетающиеся на куски прикроватные тумбочки - Дали и Гала.... А виолончель для Дали была символом искусства. Вот что происходило в душе художника...
Его болезни прогрессировали все быстрее. Кровать Галы стала его средой обитания, он практически не вставал. Рядом был электрический звонок для вызова сиделок. Говорят, что именно он стал причиной пожара... Он жал и жал на него, пытаясь позвать своих сиделок, он кричал, но никто не приходил. Его обнаружили на полу, полуживого, задохнувшегося от дыма, с обгорелым плечом. В его спальне уже полыхали огнем обои и балдахин над кроватью. Он съехал из Пуболя, из дома Галы, где она была похоронена и где он смиренно сам ждал смерти, приготовив себе могильное место рядом с ней. Он даже заказал мраморную плиту, как у нее. Но она продолжала им владеть его затуманенным разумом, властвовать и управлять...
Покидая выставку, еще очень долго находишься под впечатлением. Это не только впечатление от изумительных картин, но и от истории их любви, жизни и смерти.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк, подписывайтесь. Меня ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Ваш Алекс Маком!