Я даже не знаю, с чего начать реплику о МХАТе имени М. Горького: о назначении нового директора Кехмана (ни по имени, ни по имени-отчеству называть его не хочу и не буду) и об увольнении после этого художественного руководителя Эдуарда Владиславовича Боякова.
Хотел сперва статью написать, но понял, что сейчас могу говорить исключительно сумбурно.
Позавчера у меня был своего рода шок.
Вчера его сменило чувство гадливости.
Возникло оно, разумеется, после просмотра видео, где Кехман срывает со стены МХАТа имени М. Горького фотографию Эдуарда Владиславовича.
Итак. Тезисно.
• Я ненавижу, когда в чужой, условно или прямо говоря, храм приходит человек сугубо бизнес-формации со своим уставом и убеждением, что он здесь царь и бог.
Таких людей я, как правило, записываю в личные враги.
К слову, я несколько раз становился свидетелем того, как подобные люди в очень короткий срок и очень плохо (в плане карьерного роста) заканчивали, потому что Бог есть, и Он — не эти люди.
• В опубликованном (и одобряемом, я же правильно понимаю?) Маргаритой Симоньян видео гадко всё: от самого факта мелкой, мстительной клоунады до того, как именно эта клоунада была исполнена — с какими ужимками [и прыжками], с какой фальшью в голосе.
• Я ни секунды не верю в то, что МХАТ имени М. Горького вернётся в «до-бояковские» времена (хотя и тогда он вызывал много вопросов): истеричный сегмент патриотической общественности радуется, что победил-таки «менеджера Боякова», но я думаю, что если ничего не предпринять, то скоро мы увидим, так сказать, мерчиндайзинг совсем иного уровня [цинизма] и, что досаднее всего, направления.
• Эдуарда Владиславовича я вживую наблюдал не раз и не два: на фестивалях, в театре, на лекциях.
Он всегда производил впечатление человека, одержимого искусством.
Театр, который он создавал, был, это самое точное его определение, живым.
Он создавал (отчасти восстанавливая его) традиционный, при этом авангардный русский театр.
Я искренне убеждён, что спектакль «Чудесный грузин», на премьере коего я побывал в начале июня, — лучший спектакль изо всех, увиденных мной в этом году (а я был во многих столичных театрах на самых разных постановках).
Не нравится Бузова (хотя Бузова там, на мой взгляд, к месту)?
Можно заменить её другой артисткой.
Роль эпизодическая.
Но спектакль — умнейший и мощнейший.
Кехман отменил этот спектакль.
Я так (навсегда уже?) и остался в числе менее 2 000 на весь белый свет (о чём я писал в статье «Сталин во МХАТе, или Апология Бузовой») тех, кто успел посмотреть «Чудесного грузина».
• Только пришёл Кехман, тотчас прорезался голос у бездарного, на мой взгляд, актёра Дмитрия Корепина.
Это показательно.
• Почему-то фамилия КЕХман ассоциируется у меня с фразами из фильма «Старый Новый год», которые произносит персонаж Адамыч, сыгранный Евгением Евстигнеевым: «В девяносто четвёртой квартире Иван Николаевич Давай ХЕКом подавился. Был человеком — подавился хеком».
Возможно, потому, что «Старый Новый год» — не только фильм, но и спектакль, причём МХАТовский (правда, ефремовский, а не доронинский).
И ещё, возможно, потому, что у Кехмана крайне небезынтересное криминальное прошлое, а именно к «зэковской» фразе «Давай хуем подавился» отсылает реплика Адамыча из «Старого Нового года».
«Был человеком (man) — подавился хеком (отзеркаленный «кех»)».
«В девяносто четвёртой квартире» (я, к слову, в 94 году родился).
Много злого и личного в этой моей ассоциации, понятное дело.
Но ассоциации — это всё пустяки, разумеется, и глупости.
А за театр мне действительно больно.
P. S. Прикрепляю фото из личного архива.
Фото сделано этим летом.
Мной.
Во МХАТе имени М. Горького.
Фотография Эдуарда Владиславовича ещё на месте.
И она должна быть там.
Матвей РАЗДЕЛЬНЫЙ