Сегодня в сетях интернет наткнулись на данный шуточный пост:
1833 г., Фредерик де Монпере: "Черкес морских берегов...по образцу магометан он бреет голову, но оставляет небольшие усы и отпускает свою черную негустую бороду..."
1863 г., Александр Фонвилль: "...черкесов и с их длинными, клинообразными бородами"; "Их энергические лица, длинные бороды, их костюмы..."
1868 г., Леон де Марикур: "То были в большинстве своем огромного роста мужчины, все носящие бороду, бритоголовые..."
2000-2021 гг.: "Побрейся, че ты как бомж ходишь!"...
-----------------
Текст представляет собой несколько отрывков из источников XIX в. и шуточной реплики демонстрирующей отношение части общества на ношение бороды в наши дни.
Однако, вопрос внешнего вида у черкесов обстоял куда сложнее и интереснее.
Борода, как внешний атрибут
традиционного мужского образа и элемент традиционной культуры адыгов, указывала на целый ряд знаков сословной принадлежности, семейного статуса, гендерного и конфессионального характера.
Очевидным возрастным показателем был естественный рост бороды, и выражение «седобородый старец» стало расхожим для обозначения почтенного возраста, причем с акцентированной позитивной коннотацией. Четких возрастных рамок наступления этого предела традиционная культура не устанавливала, что было связано с отсутствием понятия календарного возраста.
Подтверждение находим в характеристике, данной Т. Лапинским одному из черкесских лидеров Сефер-бею: «…ему было приблизительно около 80 лет, хотя он сам не знал точно свой возраст. Очень трудно было узнать его годы, потому что он был необычайно крепок, каждый день ездил на коне 12 часов, не уставая от этого, и обладал исключительным телосложением. Дородный, с серебряной бородой, он был одним из красивейших старцев…».
В 1903 г. Н.П. Тульчинский отметил: «…горцы до глубокой старости пользуются отменным здоровьем, почти никогда не болеют, и боль шинство доживает до ста и более лет. В 70-80 лет они не считаются старыми людьми, на вид им можно дать примерно 50 лет, ни одной седины, зрение, слух остры, ноги крепки и ходки, белые зубы целы и так далее. Поэтому старики равны молодым по работам»
С опорой на авторский полевой материал и этнографические тексты, с определенной долей условности таким рубежом старости можно считать шестидесятилетие.
В адыгском нартском эпосе борода как выражаемый внешностью знак старости может использоваться и как отражение личностных качеств героя. Так, определение уважаемого старца нартского народа Насрена – Длиннобородого указывает на длинную седую белизну его бороды, что «до пупа доходит». Его противопоставляют богоравному Пако, гордому и жестокому, которого называют «козлобородым».
Другие нарты (относительно молодые) – безбородые, хотя и небезусые. Вообще из начально именно усы, по представлениям адыгов, считались знаком мужской доблести, но об этом в следующих постах...
ССЫЛКА НА ЮТУБ - ПРОБУЖДЕНИЕ (жмите на надпись)
ССЫЛКА НА ИНСТАГРАМ - ПРОБУЖДЕНИЕ (жмите на надпись)