Дети на приеме у стоматолога – это особый тип пациентов, требующий нестандартного, индивидуального подхода как со стороны врача и всего медперсонала, так и со стороны родителей.
В большинстве случаев, чтобы поддержать ребенка и уговорить его на стоматологические процедуры достаточно просьбы родителей и их личного присутствия, но это работает на всегда. Что делать, если не удается добиться кооперации с ребенком? Как разобраться в причинах и настроить ребенка на нужный лад?
Отсутствие кооперации ребенка на приеме у стоматолога проявляется в виде манипулятивного поведения – воздействия на родителя или врача с целью добиться желаемого. И, конечно, любой ребенок предпочтет спокойную обстановку дома с мультиками, чем неприятные, по его мнению «ненужные пытки» со стороны врача.
Но дети - не злодеи-манипуляторы, и часто действуют бессознательно – если однажды поведение ребенка сработало, то он обязательно его повторит в сложной и непривычной обстановке у врача.
Чаще всего на стоматологическом приеме встречается три типичные манипуляции ребенка:
1) Демонстративный отказ от процедур.
Детям более младшего возраста сложно выразить словами – не хочу, не буду, поэтому они начинают кричать и плакать.
Ребенок может начать плакать в любой момент – до знакомства с врачом, в кабинете, и даже во время процедуры.
Такое поведение ребенка в первые посещения – это нормально. Главное быть спокойным, общаться с ребенком и не ругать его. Малышу нужно время на адаптацию и знакомство с новыми людьми. На первых посещениях нужно обязательно уделить время для знакомства со стоматологическим оборудованием, все ему подробно рассказать – откуда течет водичка, какие звуки издают разные машинки, какие щеточки и инструменты будут использоваться. Важно не обманывать ребенка и честно говорить о происходящем!
Если ребенок не может успокоиться – лучше перенести прием и записаться на другое время. В таком случае важны несколько моментов:
- ребенок должен понять, что посещение стоматолога обязательно, необходимо и не обсуждается. Если не получилось сегодня – ничего страшного, но нужно будет прийти в другой раз.
- необходимо правильно выбрать время приема. Если привести ребенка к стоматологу в то время, когда он привык спать, или поздно вечером, когда он уже устал – капризов не избежать.
- в домашней обстановке желательно «разыграть» прием у врача. Будет лучше, если ребенок примет на себя роль доктора – полечит и почистит зубки игрушкам.
Ортодонтическое лечение малышей – еще более сложная задача! Посещать врача нужно регулярно, ребенок для эффективного лечения должен соблюдать все рекомендации и носить нужные аппараты. В некоторых случаях целесообразнее отложить ортодонтическое лечение на некоторое время (полгодика – годик) и подождать, пока ребенок эмоционально окрепнет, но добиться кооперации и понимания со стороны ребенка.
Важно! Если ребенок устраивает истерики, упорно не дается врачу-стоматологу – нельзя удерживать ребенка и насильно проводить лечение. Такое действие может быть опасно как для ребенка, так и для врача – острые высокоскоростные стоматологические инструменты могут травмировать слизистые и окружающие ткани.
Так же такое лечение приведет к психологической травме ребенка и боязни медицинских вмешательств – в будущем несвоевременное решение проблем со здоровьем из-за детского страха может привести к грозным осложнениям.
2) Скрытый отказ от процедур.
Такой тип поведения встречается у более взрослых детей и в пубертатном возрасте, когда у ребенка появляется больше свободы и он может самостоятельно посещать стоматолога. Такое поведение проявляется прогулом планового приема, о котором родители могут даже и не узнать.
В ортодонтической практике отказ от процедур может проявляться очень необычным образом – ребенок специально ломает аппаратуру во рту (отклеивает брекеты, ломает крючки, изгибает металлические детали). Как правило, ребенок приходит на прием вовремя и говорит, что «поломка» произошла вчера-позавчера, поэтому не было необходимости приходить раньше назначенного времени. В итоге – каждое посещение превращается в починку аппаратуры и отставанию прогресса в лечении, хотя для родителей создается видимость правильно проходящего лечения.
3)Вызывание чувства жалости
Такое поведение часто встречается у младших школьников – ребенок на приеме демонстрирует, как же ему больно, мычит, поднывает. Ребенок показывает – «Мама, смотри, я молодец и я терплю! Кажется, я заслужил много похвалы, внимания, новую игрушку и поездку в Аквапарк»
С таким поведением довольно сложно бороться на приеме, а родители часто поддерживают манипулятивное поведение, не видя всей картины – ребенок может специально реагировать даже на те действия, которые никак не могут быть связаны с болью.
В таком случае важно проработать и поведение родителя на приеме – излишне не реагировать, говорить без эмоций и проявления жалости. В идеале, нужно оставить ребенка на приеме без сопровождения – так больше шансов, что ребенок расслабится (ведь теперь не нужно реагировать на каждое действие врача – все равно никто не увидит) и он научится самостоятельно справляться с неприятностями.
Дети - самые сложные, но самые добрые и благодарные пациенты! При правильном подходе и помощи в психологической адаптации со стороны родителей и врача, детский стоматологический прием будет проходить доверительно, безболезненно и позитивно:)
Ставьте лайки этому посту и пишите в комментариях ваши вопросы по лечению детей.
Больше постов и красивых фотографий вы найдете в нашем Инстаграме. Там можно задать вопросы врачу, посмотреть на реальные клинические случаи и узнать про актуальные акции на ортодонтическое лечение.