Найти тему

НЕЕМИЯ 13: УКРЕПЛЕНИЕ ЗАВЕТА

(Неемия 13)

Заключительная глава книги Неемии рассказывает о том, что произошло вскоре после освящения стены. Кроме того, она содержит отчёт о реформах, проведённых Неемией после его второго возвращения в Иерусалим в качестве областеначальника.

ОТДЕЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ ОТ ИНОПЛЕМЕННИКОВ (13:1–3)

«В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: “Аммонитянин и моавитянин не может войти в общество Божье вовеки, потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водой и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но наш Бог обратил проклятие в благословение”. Услышав этот закон, они отделили всё иноплеменное от Израиля».

Чтение Божьего слова «в тот день» привело к отделению иудеев от чужеземцев.

Стихи 1–3. Книга Моисеева (возможно, речь идёт о Пятикнижии) была прочитана вслух народа. Упоминается один конкретный закон: аммонитянин и моавитянин не может войти в общество Божье вовеки (13:1), который находится во Втор. 23:3–6.

После того как народ услышал этот закон, они отделили всё иноплеменное от Израиля (13:3). В древнееврейском тексте слово эреб, переведённое здесь как «иноплеменное», уже встречалось в выражении «множество разноплеменных людей» в Исх. 12:38. Именно так оно переведено и в английской версии KJV в 13:3. Относительно отделения «всего иноплеменного» А. Кандэлл пишет: «Хотя к идумеям и египтянам допускалось более либеральное отношение [Втор. 23:7, 8], складывается впечатление, что возникшая после вавилонского плена ситуация требовала более строгой трактовки закона».

Обоснование этого отделения было в следующем: после исхода из Египта аммонитяне и моавитяне не проявили гостеприимства по отношению к израильтянам (не встретили их с хлебом и водой), когда те направлялись в новую землю. Вместо этого моавитяне наняли пророка Валаама, чтобы проклясть их (см. Чис. 22–24). И хотя Бог обратил проклятие в благословение в тот раз (13:2; см. Чис. 24:10), Валаам вместе с чужеземцами пытался заманить израильтян в сети греха (см. Чис. 31:15, 16). Валаама «убили мечом», когда израильтянам было велено отмстить тем, кто хотел ввести их в грех (Чис. 31:1, 2, 8). Новый Завет последовательно осуждает этого пророка (2 Пет. 2:15, 16; Иуда 11; Откр. 2:14).

Остаются два вопроса. Первый: когда иудеи отделили «всех чужеземцев» (Международное Библейское Общество)? Согласно тексту книги, в тот день. Однако эти слова могут означать и более общее «в то время». Таким образом, чтение закона могло произойти в любое время. Джейкоб Майерс пишет: «По всей вероятности чтение Торы Моисеевой происходило регулярно во время праздников и, конечно же, собраний, независимо от их причины [см. 8:1–8, 13, 14, 18]».

Некоторые комментаторы рассматривают 13:1–3 как своеобразное введение к реформам, о которых сообщается далее в этой главе, особенно к изгнанию Товии из храма в 13:7–9. Они связывают чтение закона с возвращением Неемии из Суз, о котором говорится в 13:6, 7. Например, Пол Стюарт утверждает, что, хотя из 13:1–3 может показаться, что речь идёт об общих временных рамках с событиями в 12:44, «вероятнее всего они связаны с последующим инцидентом, то есть конфликтом между Неемией и Товией аммонитянином (13:4–9; срав. 2:19)».

Другие комментаторы считают эти слова указанием на то, что данные события произошли вскоре после или в связи с освящением стены. Возможно, закон читали «вслух» большому собранию народа в рамках церемонии освящения. Если это так, то народ отделился от иноплеменников в результате чтение закона, приуроченного к освящению восстановленной стены. Такое отделение создавало необходимые условия для дальнейших реформ Неемии, противопоставляя богоугодное поведение иудеев, когда они «отделили всё иноплеменное» тому, что произошло в отсутствие Неемии. Когда Неемия покинул Иерусалим, Товия поселился при храме, а некоторые израильтяне взяли себе в жёны язычниц.

Второй вопрос: что именно сделали иудеи, когда «отделили всё иноплеменное»? В оригинальном контексте запрет на отношения с аммонитянами и моавитянами касался политического союза с язычниками, которые были враждебно настроены по отношению к израильтянам. Этот запрет не воспрещал представителям других народов присоединяться к обществу израильтян, при условии, что они отвергали своих богов и принимали Господа и Его закон. Так, моавитянка Руфь вошла в Божью семью и стала прародительницей царя Давида. Дерек Киднер комментирует этот запрет из книги Второзакония 23 как намеренно «безоговорочный для достижения максимального эффекта». И далее пишет: «Аммонитяне или моавитяне со всеми их природными наклонностями представлены как воплощение извечного врага и обольстителя Израиля». К тем же из них, которые «обратились, подобно Руфи, отношение было совсем другим».

Хотя этот закон не требовал от израильтян изгнания чужеземцев со своей земли, он запрещал их участие в религиозной жизни, если они не принимали иудаизм. Этим людям было запрещено участвовать в праздниках, собраниях или жертвоприношениях; они не должны были входить во дворы храма.

Стоит обратить внимание на то, что в этом отрывке говорится, что чужеземцы были отделены «от Израиля», то есть Божьего народа, а не от «Иудеи», то есть земли, на которой тот проживал. На самом деле, когда чужеземец обращался в иудаизм, он или она становился частью Израиля и больше не считался аммонитянином или моавитянином, но израильтянином.

РЕФОРМЫ НЕЕМИИ (13:4–29)

К тому времени, когда Неемия вернулся в Иерусалим на второй срок в должности областеначальника Иудеи, евреи нарушили своё обещание хранить завет с Богом. В результате их греха возникла необходимость проведения ряда реформ, к которым Неемия приступил сразу после своего возвращения.

Неемия отправился в Персию «в тридцать втором году… царя Артаксеркса» или приблизительно в 433 г. до н.э. (13:6). В тексте не сказано, как долго он отсутствовал; возможно, его не было около года, а, может, и несколько лет. Возвращение Неемии в Иерусалим часто датируют 432 г. до н.э. Если же он оставался в Вавилоне (или в Сузах, в зависимости от того, где в тот момент была царская резиденция) дольше, то он мог вернуться в Иерусалим не раньше 429 г. или 428 г. до н.э., или даже позже. Артаксеркс правил Персией до 423 г. до н.э. В пользу более длительного пребывания в Персии и соответственно более позднего возвращения в Иерусалим говорит тот факт, что в результате смешанных браков, о которых идёт речь в этой главе, родились дети. Когда Неемия вернулся, некоторые из этих детей выросли достаточно, чтобы разговаривать (13:23, 24).

Хотя в книге прямо не сказано, что Неемия исполнял обязанности областеначальника, когда возвратился в Иерусалим, на это указывают все обстоятельства. Он вернулся с позволения царя, он действовал от имени царя как человек, наделённый властью; у него были слуги, которых он поставил у ворот следить за исполнением его (и Божьих) повелений (13:19). Нет какой-либо ощутимой разницы между его ролью в жизни Иудеи в первых главах книги и в этой главе. Если он был областеначальником, когда руководил восстановлением стены, то он был им и когда прогнал Товию из храма.

Когда Неемия во второй раз прибыл в Иерусалим в должности областеначальника, он обнаружил, что некоторые иудеи отвернулись от Бога. Движение реформации, начатое им во время первого пребывания в Иерусалиме, остановилось, и люди, по всей видимости, забыли свои торжественные клятвы (см. 10:28–31). Влияние Товии на первосвященника привело к осквернению храма (13:4, 5). Народ пренебрегал обязанностями по обеспечению левитов и певцов, и, как результат, храмовое богослужение пришло в упадок (13:10). Субботы не соблюдались, так как купцы свободно продавали свои товары в Иерусалиме в этот святой день (13:15). Иудеи заключали браки с идолопоклонниками, подвергая опасности свою веру и культуру (13:23, 24). Когда Неемия прибыл в Иерусалим в первый раз, он обнаружил там разрушенные стены (Неем. 2:11–16). Когда он прибыл туда во второй раз, он обнаружил там «разрушенное общество». В следующих стихах мы узнаем, как же Неемия поступил с «разрушенным обществом».

Очищение комнаты при храме (13:4–9)

«А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии, отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников. Когда всё это происходило, я не был в Иерусалиме, потому что в тридцать втором году вавилонского царя Артаксеркса я ходил к царю, и по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя. Когда я пришёл в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божьего, тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товии вон из комнаты и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божьего, хлебное приношение и ладан».

Первые реформы Неемии касались очищения осквернённой комнаты при храме.

Стихи 4–6. Проблема. Может показаться, что фраза «а прежде того» указывает на то, что эти события произошли до того, как иудеи «отделили всё иноплеменное от Израиля» (13:4). Однако далее Неемия сообщает, что «Когда всё это происходило, я не был в Иерусалиме» (13:6). Отсюда следует, что Елиашив приготовил для Товии комнату при храме в отсутствие Неемии (13:5). Следовательно, слова «а прежде того» означают «прежде моего возвращения в Иерусалим».

Следующий вопрос вызывает личность священника Елиашива. Некоторые комментаторы высказывают сомнения, что это был первосвященник Елиашив, который неоднократно упоминается в книге (3:1, 20; 12:10, 22; 13:28). Свои сомнения они основывают на следующих рассуждениях: (1) В тексте нет прямого указания, что это первосвященник. (2) Первосвященник не мог быть приставленным к комнатам в храме.

Тем не менее, существует большая вероятность, что «Елиашив» из стиха 4 действительно был первосвященником. А его назначение ответственным за комнаты при храме могло исходить от областеначальника Неемии (см. 13:30). Если это так, то это могла быть лишь одна из его многочисленных обязанностей. Если это предположение верно, то ссылки на первосвященника Елиашива и его связи с Товией и Санаваллатом очерчивают контур конфликта в этом разделе (12:4, 5, 28, 29).

Когда Неемия отсутствовал, Елиашив отделал большую комнату для Товии (13:5). Слова, переведённые здесь и в следующих стихах как «комната» (лишках и нишках), могут также означать «палата» (KJV, ESV).

О Товии (13:4) ранее говорилось, что он «аммонитянин», который был врагом Неемии (2:10, 19) и водил дружбу с некоторыми знатными иудеями (6:17–19). Почему Товии понадобилась комната при храме, в тексте не сообщается. Возможно, он жил в Аммоне, а эта комната стала для него временным жилищем, когда он бывал в Иерусалиме по делам. Поскольку Товия и Санаваллат противостояли Неемии, когда он впервые прибыл в Иерусалим, чтобы восстановить стену, можно предположить, что этим врагам иудеев было выгодно беззащитное состояние последних. Не исключено, что когда Неемия отправился на восток, Товия не преминул воспользоваться моментом, чтобы вернуть свои прибыльные дела в городе. А Елиашив упростил ему эту задачу. Жилище при храме способствовало укреплению силы и влияния Товии в иудейском сообществе.

Мы не знаем точно, какие отношения связывали Товию и Елиашива. Древнееврейское слово кароб, переведённое как родственник, буквально означает «близко» или «рядом». Священник мог находиться в родстве с Товией через брак, либо их могли связывать тесная дружба или деловые отношения. Важным, однако, было то, что Товия не имел права находиться в храме, а Елиашив не должен был предоставлять ему это помещение. Священник усугубил ситуацию тем, что ради Товии приказал убрать из этой комнаты вещи, необходимые для обеспечения храмовых служб и служителей. К ним относились хлебное приношение, ладан, сосуды, а также десятины хлеба, вина и масла (13:5). Поскольку народ пренебрегал десятиной (13:10–12), возможно, этих вещей было совсем немного, и их легко можно было убрать, освободив место для Товии.

Говоря от первого лица, Неемия объясняет, что всё это произошло, когда его не было в стране. Тем самым подразумевается, что если бы он был там, он бы не допустил подобного осквернения храма. Он указывает год своего возвращения к персидскому царю: в тридцать втором году Артаксеркса, около 433 г. до н.э. (13:6). Он не сообщает, как долго оставался в Персии, но говорит, что вскоре получил разрешение вернуться в Иудею.

Почему в этом отрывке Артаксеркс, персидский царь, также назван царём вавилонским? Возможно, что в то время он находился в Вавилоне. Х. Уильямсон пишет: «Царь из династии Ахеменидов мог законно пользоваться этим титулом [царь вавилонский]», однако, «более вероятно, что когда Неемия вернулся в Персию, Артаксеркс жил в Вавилоне».

Стихи 7–9. Решение. Прибыв в Иерусалим, Неемия узнал о худом деле, которое сделал Елиашив для Товии (13:7), и рассердился. Он пишет: «Мне было весьма неприятно», и стал действовать решительно и без промедлений. Он выбросил все домашние вещи Товии вон из комнаты (13:8). Скорее всего, как и в том случае, когда он «бил» и «рвал волосы» виновным (13:25), Неемия использовал людей, находившихся в его подчинении как областеначальника. Позднее он напишет, что поставил этих своих «слуг» охранять городские ворота (13:19). Эти люди исполняли при нём роль телохранителей, полиции или солдат.

После того, как вещи Товии были выброшены, Неемия приказал очистить комнаты. В стихах 7 и 8 слово «комната» стоит в единственном числе, а в стихе 9 – во множественном. Очевидно, «комнаты», о которых здесь идёт речь, включали не только ту, которой пользовался Товия, но и примыкающие к ней. Когда комнаты были очищены, Неемия велел внести туда полагающиеся вещи (13:9).

Возможно, нам сложно с одобрением отнестись к действиям Неемии в этой главе. Многие комментаторы воздерживаются от слов «неправильный» или «ошибочный», то есть указывающих на необходимость исправления. Даже если мы оцениваем какой-то поступок как «греховный», нам не хочется прибегать к насилию или другим жёстким мерам. Мы скорее предпочтём просто показать своё неодобрение. Мы будем стараться убедить человека, чтобы он перестал поступать дурно, но сама мысль о том, чтобы силой заставить кого-то прекратить делать зло, нам неприятна. Возможно, действия Неемии вызовут у нас смешанные чувства, и мы подумаем: «Это хорошо, что он возглавил народ и провёл реформы, но он мог бы действовать несколько мягче».

Поведение Неемии может показаться возмутительным. Его обвиняли в том, что им руководила личная вражда, что он был подвержен вспышкам гнева, когда вышвырнул вещи Товии из комнаты. Один из комментаторов сказал, что действия Неемии по отношению к мужчинам, имевших жён-иноплеменниц, были «странными и неадекватными» и добавил: «Неемия явно не был тем лидером, который убеждает, используя такт и политическую дипломатию. Он действует прямолинейно, не пренебрегая силой и угрозами. Здесь нечем восхищаться».

Нам следует не забывать, какую должность занимал Неемия, и в какое время он жил. Мы должны признать, что он не сразу прибегал к силовым методам решения проблем. Ранее он использовал убеждение, публичное порицание, личный пример, чтение закона, призыв к обновлению завета с Богом, чтобы отвратить народ от греха. Только когда люди демонстрировали чрезмерное пренебрежение и непокорность, он прибегал к использованию физической силы. Даже в главе 13 мы читаем, что не с каждым грехом Неемия поступал одинаково. Применение физической силы Неемией в этом случае скорее является показателем остроты проблемы, которая требовала неординарного решения.

Кроме того, Неемия был областеначальником Иудеи, светским правителем провинции, назначенным персидским царём для обеспечения порядка и соблюдения закона на вверенной ему территории. А законом этой провинции был закон Моисея! Таким образом, у него были все права добиваться его соблюдения. Неемия не вышел за пределы своих полномочий, когда выбросил вещи Товии из храма, когда спустя некоторое время проклинал, бил и рвал волосы нарушителям закона (13:25). Однако мы с вами живём в другое время. Христианское правление – духовное, «не от мира сего» (Ин. 18:36). Поэтому предписанные Новым Заветом меры по исправлению согрешающих христиан – духовные, а не физические. Высшая дисциплинарная мера в церкви – отлучение от общения, а не физическое наказание. Что касается неверующих, то Новый Завет не даёт церкви ни права, ни обязанности наказывать их. Поэтому не следует рассматривать поведение Неемии как основание для подобных дисциплинарных мер по отношению к отступникам в церковной общине.

Восстановление десятин для храмовых работников (13:10–14)

«Ещё узнал я, что части левитам не отдаются и что левиты и певцы, делавшие своё дело, разбежались, каждый на своё поле. Я сделал за это выговор начальствующим и сказал: “Зачем оставлен нами дом Божий?” И я собрал их и поставил их на место их. И все иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые. И приставил я к кладовым Шелемию, священника, и Садока, книжника, и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфания, потому что они считались верными. И на них возложено раздавать части братьям своим. Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нём!»

Вторая проблема, с которой столкнулся Неемия, касалась пренебрежения иудеями своих обязанностей по обеспечению храмовых работников.

Стих 10. Проблема. Части (десятины), которые полагались по закону, левитам не отдаются. Несмотря на своё обещание отдавать Господу начатки плодов, производимых в их хозяйствах (10:34–39), иудеи перестали приносить десятину. Приблизительно в это время пророк Малахия обличал иудеев за нежелание отдавать Богу положенное по закону (Мал. 3:8–10).

Для того чтобы прокормиться самим и прокормить свои семьи, левиты вместе с певцами оставили своё дело при храме. Древнееврейское слово барач, переведённое как разбежались, дословно означает «спасаться бегством». Они убежали на свои поля, чтобы самим выращивать хлеб. На какие поля убежали левиты? Откуда у них была земля, которую они возделывали? Когда Израиль завоевал Ханаан, вместо земных наделов левиты получили сорок восемь городов. Вероятно, что после разделения царства, а затем его захвата (сначала Ассирией, затем Вавилоном) и последующей депортации иудеев изначальное распределение земли обетованной уже не действовало в дни Неемии. Поэтому, возможно, левиты владели землёй наряду с другими иудеями. Даже если бы изначальная система распределения земли всё ещё действовала в то время, вокруг городов, отведённых для левитов, была земля, которую они могли возделывать. Поскольку люди перестали давать десятину для обеспечения левитов, им пришлось самим позаботиться о себе. В результате храмовые службы оказались оставленными.

Стихи 11–13. Решение. Неемия подошёл к решению этой проблемы методично и основательно, действуя в четыре этапа. (1) Он сделал выговор (риб) или «упрекнул» (Международное Библейское Общество) начальствующим при храме, ответственным за священнодействия (13:11). (2) Он собрал левитов и поставил их на место их (13:11). (3) Он приказал иудеям приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые храма (13:12). (4) Из числа священников и левитов он назначил верных людей отвечать за собранные приношения, их хранение и справедливое распределение между священниками, левитами, их братьями, то есть родственниками (13:13).

Три человека, назначенные Неемией, представляли группы, наиболее пострадавшие из-за неуплаты десятины: священник, книжник и левит. Четвёртый, вероятно, не принадлежал ни к одной из указанных групп и был нейтральным членом этого комитета, который мог справедливо и беспристрастно следить за соблюдением интересов каждой группы.

Стих 14. В этом месте своего повествования Неемия прерывается для первой из четырёх коротких молитв в этой части его воспоминаний. В каждой из них он обращается к Богу с просьбой помнить его: «помяни меня» (13:14, 22, 29, 31; см. 5:19; 6:14). «Помнить» – означало не просто хранить что-либо в памяти; скорее, «помнить» относилось к поступкам или отношению, связанными с тем, что хранили в памяти. Неемия просил Бога помнить его за его добрые дела. В одной из молитв он просил Бога помнить нарушителей завета, то есть наказать их.

В своей молитве в 13:14 Неемия просит Бога обратить внимание на его служение для блага храма, а также не изгладить его усердных дел из Божьей книги памяти. Мысль о том, что у Бога есть подобная книга, встречается в различных местах в Библии (Исх. 32:32; Лк. 10:20; Откр. 20:12; 21:27). Дерек Киднер отмечает любовь Неемии к Богу, его неустанное рвение, и его смиренный дух. Он пишет: «Услышать от Господа слова “Ты хорошо сделал” является самым невинным и самым очищающим стремлением. Эта мольба вытекает из смирения, а не возвеличивания себя, потому что это мольба о помощи».

Молитвы Неемии «Помяни меня, Боже!» показывают, что было для него самым главным. Его не интересовало, что думали о нём другие люди, считали ли они его «великим». Его волновало, что Бог думает о нём! Интересно, что его стремление к тому, чтобы Бог помнил его, привело к тому, что вот уже почти 2400 лет его помнят как великого человека Божьего, вождя Божьего народа.

Восстановление субботы (13:15–22)

«В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы, и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное. И тиряне жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из иудеев и сказал им: “Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши? И за то Бог наш навёл на нас и на город этот всё это бедствие. А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу”. После этого, когда смеркалось у ворот иерусалимских, перед субботой я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: “Зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас”. С того времени они не приходили в субботу. И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за это помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!»

Следующая реформа Неемии была вызвана тем, что иудеи осквернили субботу. В законе было сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8) и объяснялось, в чём это заключалось: люди должны были отдыхать, а не работать. В тексте рассказывается, как люди нарушили субботу, занимаясь торговлей.

Стихи 15, 16. Проблема. Неемия обрисовывает ситуацию: в субботу некоторые иудеи занимались производством продуктов (топчут точила), перевозили товары (вино, виноград, смоквы) и продавали их в Иерусалиме (13:15). Если они попытались оправдаться тем, что не сеяли и не жали в субботу и, таким образом, не нарушали закон, Неемия строго выговорил им, что они были неправы.

Кроме того, торговцы из Тира продавали рыбу, свежую или засоленную, в день субботний (13:16; см. комментарий к 3:3). Иудеи знали, что закон не распространялся на язычников, поэтому можно предположить, что они оправдывали тирян за торговлю в субботу. Однако Неемия понимал, что если тиряне продавали товары в Иерусалиме, то иудеи покупали их. Участвуя в этих торговых операциях, народ Божий тем самым нарушал закон субботы (см. 10:31).

Стихи 17–22. Решение. Решение данной проблемы проходило в три этапа. Во-первых, Неемия объяснил (возможно, в очередной раз) иудейским начальникам, в чём заключались их обязанности. Он сделал выговор им (13:15), «упрекнул» (Международное Библейское Общество) за пренебрежение своими обязанностями. Он попытался убедить их, что им не следовало разрешать торговлю в день субботний (13:17). Неемия говорил с ними сурово, надеясь, что в дальнейшем они не допустят подобного. Он объяснил им, почему они должны быть бдительными и не допускать коммерциализации субботы: раньше подобные нарушения вынудили Бога почти уничтожить их нацию и отправить оставшихся в плен. Конечно же, иудейские начальники хорошо знали историю, тем не менее, Неемия напомнил им, что бездействуя, они увеличивали гнев Бога на Израиля, оскверняя субботу (13:18).

Во-вторых, Неемия предпринял меры, чтобы не допустить торговлю в субботу. Он приказал запирать двери городских ворот перед субботой (13:19). Поскольку городские ворота были заперты с вечера пятницы до воскресного утра, торговцы не могли войти в город со своими товарами.

В-третьих, он вновь прибегнул к силовым мерам, чтобы искоренить запрещённые законом действия. Увидев, что торговцы из язычников ночевали вне Иерусалима (13:20) в надежде, что иудеи выйдут к ним и купят их товары (поскольку они сами не могли войти в город), он велел им уйти.

Неемия строго выговорил им («предостерёг», Международное Библейское Общество; «предупредил», Современный Перевод) (уд). Он пригрозил наложить на них руку, если они не послушают его. После этого, они больше не приходили в субботу (13:21). Далее он поставил своих слуг (13:19) и левитов содержать стражу у ворот в день субботний (13:22) в надежде, что они будут более ответственными по сравнению с предыдущими привратниками и не пустят торговцев в город в святой день.

Стих 22. И вновь Неемия обращается к Господу с просьбой помнить его. На этот раз он просил Бога помиловать его, не потому что он был праведным, а по великой милости Господа. Неемия осознавал, что его спасение зависело только от милости Бога!

Запрет на браки с иноплеменниками (13:23–29)

«Ещё в те дни я видел иудеев, которые взяли себе жён из азотянок, аммонитянок и моавитянок; и оттого сыновья их наполовину говорят по-азотски или языком других народов и не умеют говорить по-иудейски. Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых их мужей бил, рвал у них волосы и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя. “Не из-за них ли, – говорил я, – грешил Соломон, царь Израиля? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царём над всеми израильтянами; и однако же чужеземные жёны ввели в грех и его. И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете всё это великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных женщин?” И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата хоронита. Я прогнал его от себя. Вспомни им, Боже мой, что они опорочили священство и завет священнический и левитский!»

Ещё одной серьёзной проблемой для Неемии стали браки иудеев с язычницами.

Стихи 23, 24. Проблема. Неемия узнал, что некоторые иудеи взяли себе жён из других народов. Хотя он называет только азотянок, аммонитянок и моавитянок, можно предположить, что иудеи брали себе в жёны и из других языческих народов (13:23).

Многие из детей, рождённых в смешанных браках, говорили только по-азотски. В Ветхом Завете «Азотом» назывался один из главных филистимских городов, но здесь это слово означает целую персидскую провинцию, расположенную на запад от Иудеи (см. 4:7). Хотя эти дети говорили на языке своих матерей, они не могли говорить по-иудейски (13:24; см. 4 Цар. 18:26, 28). Другими словами, они не знали иврита.

Сегодняшнему читателю может быть трудно понять обеспокоенность Неемии. Религия иудеев (или израильтян) была тесно связана с определением отделённого народа (Божьего народа), а их национальная идентичность была неотъемлема от их языка. Если бы они утратили свою самобытность и стали аморфным образованием из множества рас и языков, их религия стала бы смешением различных верований. Согласно Д. Клайнсу, Неемия усматривал в «смешанных браках постоянную угрозу существования иудейского общества (срав. ст. 18) и проявление неповиновения Богу (ст. 27)». Поэтому браки с чужеземцами (людьми иной веры) представляли серьёзную угрозу!

Стихи 25–28. Решение. В решении этой проблемы Неемия прибегнул к силовым методам. Сначала он сделал выговор нарушителям закона. Древнееврейское слово риб более уместно в контексте судебного процесса. Неемия призвал нарушителей явиться перед ним, и, возможно, другими иудейскими начальниками. Он предъявил им обвинение и представил доказательства их вины. Возможно, он позволил им сказать что-то в своё оправдание или, по крайней мере, признать свою вину.

Затем он проклинал их, тем самым напомнив им клятву, которую они произнесли перед Богом. Он призвал Господа проклясть их за нарушение торжественной клятвы. Принося такие клятвы, люди признавали право Бога проклясть их, если они её нарушат (см. 10:29).

Он также бил некоторых из них и рвал у них волосы. Вероятно, это наказание осуществлялось его слугами. Несомненно, Неемия прибегнул к этим крайним мерам, когда мужчины, которых он «выговаривал» и «проклинал», не только не покаялись, но и спорили с ним, отстаивая свою правоту. В этом случае он использовал своё право областеначальника на применение физического наказания, чтобы поставить нарушителей на колени и продемонстрировать им всю серьёзность их преступлений.

Неемия пошёл на такие крайние меры, чтобы заставить нарушителей закона поклясться, что впредь они будут соблюдать закон Моисея и не брать себе чужеземных жён или отдавать своих дочерей другим народам (13:25). Возможно, он хотел, чтобы их наказание стало уроком для других.

Наверное, самым важным в этом случае стало не то, что сделал Неемия, а то, чего он не сделал. Он не потребовал, подобно Ездре, чтобы согрешившие иудеи развелись со своими жёнами-язычницами. Почему? (1) Некоторые комментаторы считают, что Неемия убедился, что методы Ездры не подействовали (поскольку проблема не исчезла) и решил поступить по-другому. (2) Также не исключено, что, хотя проблема и оставалась, но далеко не в том масштабе, что раньше, и потому не требовала таких чрезвычайных мер. (3) Не следует забывать, что Неемия был мирянином и не имел таких полномочий, как священник, и поэтому не мог требовать от этих людей развода. (4) Возможно, Неемия считал, что развод с жёнами-язычницами является естественным следствием покаяния виновных, как это было при Ездре, что если эти мужчины добровольно не оставят своих жён, то снова подвергнутся физическому наказанию. В любом случае, поскольку закон не требовал разводиться с чужеземными жёнами, Неемия не нарушил его, не потребовав от этих мужчин развестись.

Неемия не ограничился физическими и правовыми мерами для исправления преступлений иудеев и стал учить народ, объясняя им, какую опасность таят в себе смешанные браки. Если раньше он увещевал и объяснял, прежде чем прибегнуть к физическому воздействию на согрешивших, на этот раз сначала он наказал, а потом стал объяснять и научать.

Короткая проповедь Неемии на тему смешанных браков была построена на примере царя Соломона. Хотя Соломон был великим царём над всеми израильтянами и был благословлён Богом, он вошёл в грех из-за своих чужеземных жён (13:26; см. 3 Цар. 11:4–8). Неемия закончил свою проповедь словами, что сожительство с чужеземными женщинами приравнивается к греху пред Богом (13:27).

В качестве примера смешанного брака и своей реакции на него, Неемия ссылается на конкретный случай. Один из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, женился на дочери Санаваллата, наместника Самарии и злейшего врага иудеев (2:10, 19). Неемия сурово поступил с нарушителем. Он пишет: «Я прогнал его от себя» (13:28).

Стих 29. Неемия снова обращается к Богу, говоря: «Вспомни им, Боже мой». Вместо того, чтобы подчеркнуть свою роль в решении этой проблемы, он просит Бога не забывать о прегрешениях этих людей и наказать их, как они того заслуживают. Прося об этом, Неемия более всего беспокоится о сохранении завета священнического и левитского.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА (13:30, 31)

«Так очистил я их от всего чужеземного и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его, и доставку дров в назначенное время, и начатки. Помяни меня, Боже мой, во благо мне!»

Неемия заканчивает свой рассказ о проведённых им реформах подведением итогов и молитвой.

Стихи 30, 31. Слова об очищении иудеев от всего чужеземного (13:30), очевидно, относятся к проблеме смешанных браков. Хотя их можно применить и ко всем реформам Неемии, о которых идёт речь в этой главе. Осквернение храма, отказ платить десятину, нарушение субботы были проявлением «чужеземного» (то есть несвойственного, чужого) среди Божьего особого народа. Неемия также говорит о том хорошем, что ему удалось сделать: он восстановил службы священников и левитов (см. 13:13), восстановил доставку дров для всесожжений (см. 10:34) и приношение начатков священникам, как того требовал закон (см. 10:35, 36). Он старался сделать всё возможное, чтобы храмовые служения не прекращались и проходили достойно. И за это он просил Бога помнить его во благо (13:31). История Неемии заканчивается тем же, что и история Ездры и книги Паралипоменон: важностью храма и его служений.

Кто-то, возможно, спросит, зачем автор включил в книгу эту последнюю часть. Не лучше было бы закончить её рассказом о всенародном чтении книги закона, великой реформации религии, что явилось бы прекрасным завершением истории о возрождении израильского народа в святой земле? Однако автор, вероятно, хотел напомнить своим читателям о постоянной опасности отступничества. Иудеи отпали от истины (в некотором смысле), как только увидели спину Неемии, точно так же, как поступили их праотцы, постоянно отворачиваясь от Бога. Поскольку опасность отступничества всегда подстерегает за углом, необходимо помнить две важные вещи: (1) Чтобы не допустить отступничества, необходимо постоянно быть бдительным; и (2) когда оно всё-таки происходит, необходима реформация. Первые читатели книги должны были понять, что реформация истинной Божьей религии никогда не заканчивается; что это постоянная необходимость.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД