Найти тему
Записки актёра

Эволюция или кощунство и копирование западных веяний: во что превратился наш русский театр

Здравствуйте! Я очень люблю театр, это мой любимый вид искусства и оттого мне жутко больно видеть во что он превращается. Театр стал одним из основных творцов скандалов и разборок, театр всё чаще пытается удивить, шокировать и эпатировать, а истинное искусство уходит на дальний план. Но почему так происходит и почему я уверен что это временно?

Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Евгений Стычкин в спектакле «Норма»
Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Евгений Стычкин в спектакле «Норма»

Дорогие читатели, я учился в театральном институте им. Щепкина у прекрасных мастеров. Мой педагог Николай Николаевич Афонин - ученик Веры Пашенной, другие педагоги тоже с прекрасной школой. Они учили нас театральной этике, передавали традиции великой русской театральной школы. Мы проходили практику в Малом театре, стояли на одной сцене с замечательными артистами - Марцевичем, Бочкарёвым, Соломиным, Муравьёвой и многими другими. И я ничего не могу поделать со своим восприятием нынешнего театра, потому как годами впитывал классику и щепкинскую школу Малого театра, этику Станиславского. Меня учили что если режиссёр не может поставить пьесу на пустой сцене, без декораций, не прикрывая актёров светом, эффектами и музыкой, то это плохой режиссёр. Меня учили что в театре должно происходить чудо, должна возникать связь между артистами и зрителем, должна быть правда. Но нынешний театр становится совершенно другим.

Кто-то называет происходящее с театром эволюцией. Мол, сценическое искусство развивается вместе с людьми, осовременивается и рождает новые подходы к зрителю. Да, конечно же, театр должен развиваться, должны появляться новые жанры, эксперименты и т.д. Но они не должны противоречить искусству и правде. Кто-то говорил, что у искусства нет границ, оно может быть любым и я согласен. Но когда мне выдают за искусство то, что им не является, это сильно меня расстраивает. Например, я был на Чеховском фестивале и был в полном шоке от итальянского спектакля. На сцене висит огромный лик Христа, а один из актёров весь спектакль справляет большую нужду в ведро с характерными звуками, которые очень громко звучат из всех колонок. А в конце спектакля всё, что накопилось в ведре, актёр выплёскивает с матом и ругательствами на лик Христа под классическую музыку. Зал был в шоке, почти никто не аплодировал. Мы сидели, будто на нас вылили это ведро. И это искусство?

Очень был странный и страшный спектакль
Очень был странный и страшный спектакль

Я читал потом у «критиков», мол, это такое искусство, оно вызывает сильные эмоции и шокирует. Да, шокирует, но это не искусство, по моему мнению. Весь спектакль сделан только для такого финала, больше там нет ничего. Да и не хочу я, приходя в театр, в храм искусства, наблюдать за коричневыми массами, стекающими по лику Христа. Я могу привести тысячу подобных примеров, когда я был в настоящем потрясении от спектаклей. Есть, конечно, прекрасное современное искусство, но большая его часть - это эпатаж, хайп, шок и подмена понятий. И что самое главное - в таких постановках нет места актёрскому мастерству. Я часто вижу как талантливых, прекрасных и маститых артистов режиссёры - новаторы заставляют играть, как роботов, монотонно говорить текст, пищать, бегать по кругу, скакать зайчиками и т.д. Прекрасных актёров наряжают в странные костюмы или вовсе раздевают их совсем. Их закрывают дымом, светом, видео проекциями и лазерными шоу. Это не эволюция, это деградация и Станиславский бы точно кричал: «Не верю!»

Сцена из спектакля «Норма», театр на Малой Бронной
Сцена из спектакля «Норма», театр на Малой Бронной

Театр, вместо того, чтобы развивать наше русское, неповторимое и прекрасное искусство, которое много лет считалось лучшим в мире, зачем-то, начинает копировать западные тренды. Тащить на наши сцены иностранные форматы, которые косо адаптированы и чужды нашим артистам. Перформансы, лаборатории, эксперименты стали настолько модны, что обычные спектакли, которые можно смотреть, не сломав голову, уже редкость на наших сценах. Меня всё это жутко беспокоит и именно из-за этих новаторов я сам уволился из театра, в котором служил много лет.

У меня часто возникают споры с коллегами на этот счёт. Они мне пытаются доказать что тот или иной спектакль - произведение искусства, а режиссёр чуть ли не гений. Так было с «Идеальным мужем» Богомолова. Я три раза на него ходил, дабы увидеть там гениальность и великие замыслы. Тема проста, как три копейки - осовременить и смешать несколько классических пьес, проведя аналогию с нынешним поколением. Так делают многие и это уже порядком наскучило. Я не понял зачем там мат, зачем превращать трёх сестёр Чехова в женщин лёгкого поведения и бездельниц, зачем заставлять прекрасных артистов говорить так монотонно и т.д. А главное - эти же приёмы у Богомолова ещё, как минимум, в четырёх спектаклях. Что это - его неповторимый стиль или обыкновенное самокопирование в перемешку с халтурой? Я понимаю, когда мат оправдан, но тут его можно спокойно выкинуть и ничего не измениться. Я отчётливо вижу что очень многие сцены направлены лишь на эпатирование и мне жаль актёров.

Марцевич и Клюквин в спектакле «Малого театра» «Таинственный ящик». Там всегда были заняты студенты Щепки. Мы плясали и играли массовку, глядя на великих артистов
Марцевич и Клюквин в спектакле «Малого театра» «Таинственный ящик». Там всегда были заняты студенты Щепки. Мы плясали и играли массовку, глядя на великих артистов

При этом, у режиссёра Саши Молочникова, например, спектакли тоже наполнены символами, современной драмой и некоторыми модными приёмами, но там есть душа, их интересно смотреть, там нет неоправданной пошлости. Я повторю - я не против современного искусства в театре, но оно должно оставаться искусством. Но деградация идёт по самому главному фронту - высшие награды! Если посмотреть «Золотые маски» последних лет, то большинство наград выдано именно эпатажным и пошлейшим постановкам. Да и Минкульт выделяет гранты на такое творчество, поддерживает новаторов и этим самым заставляет всех режиссёров заниматься таким искусством. А из-за этого в театрах становится меньше творчества, актёры не понимают на репетициях что им делать и как изобразить робота. Ну и начинаются скандалы и дрязги, которые сейчас особенно захлестнули театры.

Но я уверен что это не надолго. Если посмотреть на наш кинематограф, то можно увидеть аналогию с театром и тем, что сейчас творится на подмостках. Кино опережает, потому как это более массовое искусство и можно сделать какие-то прогнозы. Каких-то 5-10 лет назад весь наш кинопрокат был забит пошлыми и проходными комедиями, сериалы были мыльными и дешёвыми, а актёров заменили КВНщики. Но сейчас ситуация изменилась в корне. Продюсеры поняли что зритель на такое больше не идёт и его не заманить. И сейчас кино и сериалы очень выросли в качестве. Я это вижу и изнутри, и как зритель. А вы? Поэтому я надеюсь, что и театральные менеджеры поймут что занимаются профанацией, а не искусством, поймут что кассу эти новаторы собирают хуже, чем истинные режиссёры. И всё изменится.

Почему новаторские спектакли стали передовиками?
Почему новаторские спектакли стали передовиками?

Я могу быть не прав и во мне может говорить моя любовь к классическому театру. Скажите мне, пожалуйста, как зрители - как вы относитесь к современному искусству и как вам то, что сейчас творится в театрах? Как относитесь к новаторству и западным трендам в театре? Я считаю, что театр стал всё чаще показывать какое-то кощунство, вместо культуры. Напишите, пожалуйста, ваше мнение в комментариях.

Спасибо за ваши отметки «мне нравится»!

Удачи вам, здоровья и только правды!

#театры и балет #знаменитости #Искусство #актеры #кино

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!