Найти в Дзене

Негодяй на высоте почти 4000 метров. Часть 2. Подъем на Эльбрус и Чегет.

Так вышло, что до Кавказа я почти не был в «настоящих» горах, со снежными вершинами, заоблачными ледниками, орлами и бездонными пропастями. Ранее Негодяй знал только горы Крыма, Урал, Балканы, Апеннины, турецкий Тавр, в лучшем случае Сьерра-Неваду в Андалусии, в общем – все, что не выше 2,5 километров.

Поэтому, узнав, что экскурсантам предстоит подъем по склонам Эльбруса и его соседа Чегета, я испытал священный трепет. И без лишних разговоров дополнительно скинулся на билеты на подъемники на обе горы.

Чем не Альпы? Только балкарцы вместо германо-швейцарцев (фото автора-2021)
Чем не Альпы? Только балкарцы вместо германо-швейцарцев (фото автора-2021)

На самом деле 3,4 километровый Чегет носит гораздо более сложное название Азау-Гитче-Чегет-Карабаши, и его уже давно сократили. "Подножие" этой конструкции уже находится на высоте 1910 метров - а ехать на подъемнике в два этапа еще долго.

Когда-то у маленького Негодяя был ярко раскрашенный отечественный детский "Географический атлас мира". Все в нем было по уму, только горы упорно назывались не горами, а "Областями высотной поясности". И подъем на Чегет - наглядная иллюстрация, почему.

На особо высотной поясности уже дуют холодные ветры, поэтому гиды строго рекомендуют "Шапку надень!" брать с собой теплую шапку или купить ее на месте.

На склонах Азау-Гитче-... короче, Чегета две станции для подъемников. На первой - что пониже - расположена кафешка. Но экскурсантов обычно кормят обедом на поляне Азау, поэтому нас без особых задержек повезли на вторую.

Подъем завершается на высоте 3050 метров, где уже почти ничто не растет, а снега совсем близко. С октября-ноября по апрель, а иногда и май снег лежит на всем Чегете, и подъемник забивают горнолыжники. Гора славится разнообразным и сложным рельефом, но он же и губит каждый год по нескольку неосторожных.

Особенно если отвлекаться на окружающее красивое, которого в парке "Приэльбрусье", в углу Кабардино-Балкарии между Грузией и Карачаево-Черкесией, более чем достаточно. Взглянуть хотя бы на юг с его сплошной горной стеной:

Все это - хребет Донгуз-орун, в который входит и Чегет, а по ту сторону которого - уже грузинская Сванетия с ее башнями. Есть теория, что четыреста лет назад сванские поселения были и в Приэльбрусье.

Но гвоздь обзорной программы вы получите на севере, где Баксанское ущелье тянется в сторону поляны Азау.

После чегетской закуски горным экскурсантам скармливается уже главное блюдо - Эльбрус. Подъем на него начинается с Поляны Азау - важнейшего средоточия альпинистских приютов и кафе.

Эльбрус - гора посолиднее Чегета, и кроме канатки 60-70-х годов здесь есть новенькая дорога гондольного типа, которую отстроили в 2015 году, а в перспективе думают продлить до самой вершины.

Склоны Эльбруса с канатки. Внизу можно видеть маленькие самосвалики. А были и еще более маленькие человечки, поднимавшиеся наверх с палками.
Склоны Эльбруса с канатки. Внизу можно видеть маленькие самосвалики. А были и еще более маленькие человечки, поднимавшиеся наверх с палками.

Нижняя станция - "Поляна Азау" - нижняя очень относительно, она будет повыше стартовой точки подъема на Чегет метров на 200. С нее подъемник ведет на "трехкилометровую" станцию "Новый Кругозор" - эту высоту мы уже освоили.

Гондольная дорога, которой  пользовался Негодяй, обозначена на карте красным. Станции на схеме перечисляю снизу вверх "Азау" - Новый Кругозор" - "Мир" - "Гарабаши".
Гондольная дорога, которой пользовался Негодяй, обозначена на карте красным. Станции на схеме перечисляю снизу вверх "Азау" - Новый Кругозор" - "Мир" - "Гарабаши".

Дальнейший подъем ведет на станцию "Мир" - нет, не ту, которая навернулась в Южное полушарие, а канатную, расположенную на высоте 3,5 километров. Это уже самая-самая граница Страны Вечного Льда.

За симпатичным "пеналом" станции подъемника отлично видна двухголовая, как орел, крыша России. А если вы признаете границей Европы и Азии Большой Кавказ - то и всей Европы.
За симпатичным "пеналом" станции подъемника отлично видна двухголовая, как орел, крыша России. А если вы признаете границей Европы и Азии Большой Кавказ - то и всей Европы.

Начиная с этой высоты вашему покорному Негодяю стало уже не по себе - то ли особенности высокогорного давления, то ли просто мандраж от нахождения на горной круче. К тому же на Эльбрусе у меня неслабо обгорел нос. Легко отделался - по сравнению с "однократными альпинистами", кого без путного инструктажа снаряжают в восхождение к вершине и кто потом бесславно пропадает в горах, как это было в сентябре, вскоре после моего возвращения.

Одна из вершин за ледником Азау носит название Эхо Войны. Эльбрус пытались покорить с 1829 года - возможно, отчаянные джигиты забирались к ледникам и раньше, но некому было записать их похвальбу. Но только в разгар Второй Мировой это было сделано всей силой ратной.

В августе 1942 года Эльбрус на полгода стал одним из самых экзотических театров великой войны - наряду с Северной Африкой и островами южных морей. Приэльбрусье заняли части германской 1-й горнопехотной дивизии "Эдельвейс", которые таким образом закрепились на подступах к ведущим в Грузию перевалам Донгуз-Орун и Бечо. А противопоставить им до поры до времени оказалось нечего: наши горнострелковые части, которые стали создаваться в конце тридцатых, к тому времени были в основном перемолоты на равнине. Тогда как противник не просто был тщательно подготовлен - "эдельвейсов" с самого начала набирали из жителей Баварских Альп и соседних гор.

Пришлось советскому командованию в пожарном порядке формировать Отдельные горнострелковые отряды с участием опытных альпинистов, которые смогли вступить в бой за Донгуз-Орун и другие перевалы Большого Кавказа уже в октябре, прикрыв перевалы К середине февраля немцы оставили Эльбрус, но скорее в связи с проигрышем Сталинградской битвы и общим отступлением с Кавказа.

Подъем на этом не заканчивается. Высшая точка канатной дороги - станция Гарабаши (а не Гора-Баши) в 3847 м над уровнем моря. Здесь уже фактически зона снегов, и ходить в нашей равнинной обуви несколько напряжно. Выше можно добраться только ножками в должном снаряжении, страховкой и альпенштоком - на Гарабаши сосредоточено еще несколько альпинистских приютов.

Профанам - Негодяю и его товарищам по экскурсионному автобусу - дороги выше уже нет.

Под подошвами моих кроссовок на этот раз был уже не камень - снег и лед. Учитывая, сколько в случае чего падать вниз - не самое приятное ощущение. Так что извещение гида, что на "самый верх" выделено только 15 минут, лишь радовало.

Из трех моих пятигорских вылазок на Кавказ эльбрусская оказалась, возможно, не самой насыщенной интересностями, но самой адреналиновой точно.

Пользуясь случаем, хотел бы вкратце рассказать об особенностях подобных экскурсий вообще. Стоят однодневные мероприятия от нескольких сотен до 2500 рублей, но это - цена билета на сам по себе автобус и услуг гида, подъемники, горячие источники, обед и т.д. оплачиваются отдельно.

На качество ни автобусов, ни контента экскурсоводов пожаловаться не могу - гиды Центрального бюро свое дело знают. Главная проблема, кроме большого количества дополнительных оплат - это протяженность. Готовьтесь вставать еще затемно. Обычное место отправления автобусов - вход в парк "Цветник" (мне повезло - я жил в 7-8 минутах ходьбы), но если ваш отель/санаторий слишком далек, то за вами заедут. Поездка, например, в Калмыкию, Осетию, Ингушетию или Чечню легко займет весь световой день даже летом.

Особенно если попадутся сильно внимательные силовики на блокпостах. Террористов на Кавказе пока, увы, никто окончательно не отменял, поэтому блокпосты с вооруженной охраной и проверкой документов стоят на границах всех автономных республик. При мне они группам докучали мало, за исключением одного эпизода в Ингушетии... но об этом позже.

До новых встреч в горах с Негодяем!

Другие посты о СевКаве:

Прочие приключения Негодяя:

Гид по Последнему прибежищу негодяя: путешествия