Логично, что такая талантливая группа, как LED ZEPPELIN, редко нанимает сторонних исполнителей, но на своём четвёртом альбоме, известном под названием "Led Zeppelin IV", квартет нарушил традицию и пригласил певицу Сэнди Денни для записи единственного вокального дуэта в своём каталоге: эмоциональной фолк-баллады "The Battle of Evermore".
Лирика фронтмена Роберта Планта была вдохновлена книгой, которую он читал о шотландских войнах, и многие фанаты интерпретировали различные строки как аллюзию на «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена, на которую группа ранее ссылалась в альбоме "Led Zeppelin II" на "Ramble On".
В "The Battle of Evermore" Плант поёт о «Королеве Света» и «Князе Мира», втянутых в эпическую битву против «Тёмного Лорда». Пока Плант рассказывает о битве, Денни — участница британской фолк-рок-группы FAIRPORT CONVENTION — выступает в роли городского глашатая, вклиниваясь со своим призрачным вокалом: «Танцуй во мраке ночи / Пой до утреннего света».
Плант в своём подкасте Digging Deep в 2019 году объяснил:
«У вас есть две части истории. С одной стороны, есть факт надвигающейся трагедии, а с другой — призыв к единству... Я начал писать её так, чтобы была часть А, в ней рассказывается история, которая станет катастрофой, и часть Б, в которой были триумф и сплочение. И я попытался спеть их обе. И это была очень безумная идея».
Плант сказал, что его попытки спеть обе части песни «звучали негармонично с одним голосом, в одной тональности». Поэтому он и гитарист Джимми Пейдж обратились за помощью к Денни, которая была частью британской фолк-сцены, которой участники LED ZEPPELIN восхищались:
«Возможна, нам было интересно представить, что, по крайней мере, мы с Джимми были на одной волне с Incredible String Band, с Роем Харпером, со Strawbs, с Fairport Convention, которые в то время были действительно чем-то необычным».
Замечания Планта перекликаются с комментариями Пейджа о "The Battle of Evermore" в интервью Trouser Press в 1977 году:
«Сначала она звучала как старый английский инструментал. Потом появился вокал, и Роберт сделал свою часть. Наконец мы решили пригласить Сэнди и сделать что-то в стиле "вопрос-ответ"».
В том же интервью Пейдж рассказал, что музыку к "The Battle of Evermore" он придумал на месте:
«Я просто взял мандолину [басиста] Джона Пола Джонса, ни разу до этого не держав её в руках, и просто написал аккорды и всю песню за один присест. То же самое произошло с банджо в песне [Led Zeppelin III] "Gallows Pole". Я тоже никогда не играл на нём раньше. И это также был инструмент Джона Пола Джонса. Я просто взял его в руки и начал двигать пальцами, пока аккорды не зазвучали правильно, точно так же я работаю над композициями, когда гитара в разных тональностях».
Чтобы отблагодарить её за вклад, участники LED ZEPPELIN наградили Денни её собственным символом в виде трёх направленных вниз равносторонних треугольников, образующих звездочку, разместив его на внутреннем конверте "IV" посреди четырёх других символов, выбранных каждым участником группы для представления себя. Вокальный дуэт Планта и Денни, очевидно, был настолько же сложным, насколько и плодотворным.
Денни заметила:
«Мы начали мягко, но к концу я охрипла, пытаясь не отставать от него».
LED ZEPPELIN исполнили "The Battle of Evermore" вживую только во время своего североамериканского турне 1977 года, причём Джонс пел партии Денни и играл на акустической гитаре, а Пейдж — на мандолине. Пейдж и Плант также записали концертную версию песни для своего альбома 1994 года "No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded" с гостевым вокалом Наджмы Ахтар.
В последующие годы Плант часто исполнял "The Battle of Evermore" с Элисон Краусс.