150 лет назад на свет появился немецкий писатель и поэт Ганс Гейнц Эверс. Он не так хорошо известен современной читательской аудитории, однако еще в начале XX века этого сочинителя называли литературным наследником самого Эрнеста Теодора Амадея Гофмана и одним из лучших мастеров готической прозы. В те времена его мистические рассказы с замысловатыми сюжетами были популярны во многих странах, включая Российскую империю. Эверс был одним из любимых писателей Говарда Филлипса Лавкрафта, восхищавшегося тем, как этот немецкий автор «обосновывает свои темные концепции отличным знанием психологии». Кроме того, Эверс стоял у истоков мирового кинематографа и фильмов ужасов как отдельного жанра. Согласитесь, этих причин уже достаточно, чтобы воздать должное творчеству этого значительного, но, увы, позабытого писателя и рассказать о его не менее интересной жизни, полной противоречий.
Ганс Гейнц Эверс родился 3 ноября 1871-го года в Дюссельдорфе. Родители будущего писателя были натурами артистическими: отец служил придворным живописцем герцога Мекленбург-Шверинского, а мать была переводчицей и сочинительницей сказок, которые с малых лет вдохновляли ее сына. Неудивительно, что Ганс рос мечтательным ребенком, не особо интересующимся прозаическим реальным миром и даже склонным бросать этому миру вызов.
В юности Эверс-младший, начавший писать стихи с 17 лет, выделялся особой страстностью, смешанной с меланхолией, что всегда отличало немецких романтиков. Ганс был очень влюбчивым и сочинял чувственные стихи своим возлюбленным, а если его отвергали — разражался одами жгучей ревности. Первой публикацией пылкого юноши, чьим кумиром и примером для подражания был Генрих Гейне, стала возвышенная элегия на смерть короля Пруссии Фридриха III в 1888-м году.
Эверса всегда больше интересовали страсти, удовольствия и неожиданные открытия, нежели учеба или военная служба. К счастью для него, почти сразу после вступления в полк гвардейских гренадеров в Берлине Ганса признали негодным к службе по причине близорукости. Дальнейшая учеба на юридическом факультете также была принесена в жертву чувственным наслаждениям: Эверса, быстро снискавшего репутацию дуэлянта и задиры, дважды исключали из берлинского университета. К последующей работе в юридических фирмах Ганс относился столь же небрежно.
Каков же был круг истинных интересов будущего писателя? Нетрудно предположить, что это были литература и философия, а также популярные в конце XIX века оккультизм и спиритизм. Подобные увлечения впоследствии нашли отражение в мистической прозе Эверса, особенно в его дебютном романе «Ученик чародея, или Охотники на дьявола» (в другом переводе — «Ученик пророка»). Это произведение открывает «Трилогию о Фрэнке Брауне» — персонаже, в котором легко прослеживаются черты самого автора. Главный герой — путешественник и неутомимый экспериментатор Фрэнк Браун — приезжает в глухое итальянское захолустье, чей монотонный быт внезапно нарушается американским проповедником-сектантом, и оказывается в эпицентре религиозного безумия.
Увлечение мистической стороной бытия не мешало молодому Гансу мыслить критически и подходить к необъяснимым явлениям с эмпирической точки зрения. Так, в конце 1895-го года Эверс оказался в центре громкого скандала, последовавшего за спиритическим сеансом с его участием. Ганса обвинили в обмане и нарушении честного слова о неразглашении, вызвали на дуэль, итогом которой стал судебный спор, продолжавшийся больше года и всячески освещавшийся в прессе. Эверса приговорили к четырем неделям заключения в крепости Эренбрайтштайн и уволили с государственной службы. Пребывание в жутковатой на вид крепости дало пищу для следующего романа Эверса — «Альрауне. История одного живого существа», — который является продолжением «Ученика чародея» и рассказывает о нелегкой судьбе Альрауне, ставшего плодом научного эксперимента и чем-то напоминающего чудовище из «Франкенштейна» Мэри Шелли.
В 1922-м году выходит одно из самых знаменитых произведений Эверса: неоконченная повесть другого его кумира — Фридриха Шиллера — «Духовидец. Из воспоминаний графа фон О***». Действие повести происходит во второй половине XVIII века — в эпоху мрачных тайных обществ и веры в ужасы загробного мира. По авторитетному мнению Гофмана, Эверсу удалось усилить изначальную жестокую безысходность повести Шиллера, дополнив ее обманами, разоблачениями, неутолимой ревностью и кошмаром неразделенной любви.
В творческом плане Эверс считал себя наследником Эдгара Аллана По и Оскара Уайльда. Первые же романы Ганса, который начинал как сценарист пьес для кабаре и автор сказок и фельетонов, принесли ему громкую славу писателя-декадента и оказали значительное влияние на западную фантастическую литературу начала XX века. С 1905-го года Эверс стал зарабатывать на своем творчестве и сумел посетить множество стран в качестве корреспондента. Огромное впечатление на писателя произвело путешествие на Гаити, где он изучил местный культ вуду, написал одноименный рассказ и в результате стал одним из первых фантастов, которые обращались в своем творчестве к этому страшному и загадочному культурному феномену. В то же время Эверс увлекся зарождающимся искусством кинематографа и сотрудничал с основоположником киноэкспрессионизма Паулем Вегенером. В 1913-м году вышел фильм «Пражский студент», снятый по сценарию Ганса Гейнца Эверса. По мнению некоторых исследователей, эта выдающаяся работа является первым полноценным фильмом ужасов, а также родоначальником так называемого «бродячего сюжета» в кинематографе.
Фильм рассказывает историю нищего студента Балдуина, который в отчаянии соглашается подписать подозрительный договор с таинственным итальянцем Скапинелли. Незнакомец обещает студенту богатство и женитьбу на дочери графа, а взамен просит лишь… отражение Балдуина. Известно, что для создания сценария Ганс Эверс соединил мотивы рассказа Эдгара По «Уильям Уилсон» и поэзии Альфреда де Мюссе. Кроме того, фильм вобрал в себя мотивы старых германских легенд о двойниках. Также некоторое влияние оказали «Необычайное приключение Петера Шлемиля» Адельберта фон Шамиссо и «Приключения накануне Нового года» Э.Т.А. Гофмана.
Во время Первой мировой войны Эверс жил в Америке и продолжал писать сценарии для кинофильмов, а также публиковал статьи в немецких и англоязычных журналах. В этот же период он познакомился с известным английским писателем, оккультистом и черным магом Алистером Кроули. Непродолжительная заинтересованность Эверса идеями германского национализма и общими ницшеанско-оккультными нюансами философии позже сказались на негативном отношении к нему после войны, в результате чего его сочинения были на долгое время вычеркнуты из истории германской литературы. Впрочем, после 1934-го года Эверс разочаровался в режиме, что повлекло за собой запрет его книг, особенно последнего романа из «Трилогии о Фрэнке Брауне» — «Вампир», — в котором был выведен положительный образ возлюбленной героя, имевшей еврейское происхождение. Кроме того, в 1935-м году, сразу после принятия Нюрнбергских законов, писатель поддержал своих друзей-евреев, добыв им через свои связи выездные визы в Великобританию и США.
Несмотря на подобное отторжение Эверса и его творчества с обеих сторон, в 1935-м году был повторно экранизирован его «Пражский студент», а в 1952-м — роман «Альрауне». Однако ближе к концу жизни произведения Ганса почти не печатали. Он получал лишь небольшую пенсию от Германского союза писателей и подрабатывал переводами. Ослабленный болезнями, преклонным возрастом, нищетой, профессиональным и личностным кризисом, Ганс неоднократно просил снять запрет на его публикации и в конце концов добился своего. Однако сборники его лучших рассказов, которые он планировал выпустить, вышли уже после смерти Эверса 12 июня 1943-го года.
Несмотря на столь противоречивую судьбу, а, возможно, именно благодаря ей, в XX и начале XXI века личность Ганса Гейнца Эверса привлекала внимание самых разнообразных творческих личностей. Еще в 1936-м году русский поэт Игорь Северянин посвятил ему стихотворение, которое так и называется — «Ганс Эверс». Английский писатель и специалист по кинематографу в жанре хоррор и литературе ужасов Ким Ньюман изобразил Эверса в образе вампира в своем романе «Кроваво-красный барон». Отдельные рассказы Ганса вдохновили российскую группу «Агата Кристи» на создание песен «Дорога Паука» и «Альрауне», а барда Ганса Зиверса, под чьей личностью скрывается советский и российский философ Александр Дугин, — на написание песни «Эверс».
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!