Кинокритик Егор Сенников выбрал семь фильмов и сериалов, у создателей которых неплохо удалось разобраться в мире рекламы.
В лёгкой и эксцентричной комедии Кьюкора реклама показана в виде конвейера звёзд, который пронизывает общество снизу доверху и меняет жизни.
Главная героиня Глэдис переезжает в Нью-Йорк с мечтой стать знаменитой. Правда есть проблема — она толком ничего не умеет: ни петь, ни танцевать, ни играть в театре. Отчаявшись, героиня выкупает рекламный билборд в центре Манхэттена и пишет на нём свое имя. Это запускает цепь удивительных событий и направляет Глэдис к славе.
Уже в середине пятидесятых реклама в США уже была не просто привычна в обществе, а казалась всесильным инструментом, который может превратить никому не известного человека в звезду или перемолоть в прах того, кто осмелится идти против.
Нью-Йорк шестидесятых годов. На улице рекламщиков Мэддисон-Авеню работает небольшое агентство, сотрудники которого стараются ухватить дух времени и удовлетворить клиентов на фоне грандиозных социальных и политических изменений, что делает их задачу ещё более сложной и практически иллюзорной.
Без сериала «Безумцы» (в переводе на русский теряется игра слов, Madmen — это и «безумцы», и люди с Мэддисон-авеню — то есть рекламщики) невозможно представить ни один список фильмов о рекламе. На первый взгляд, может показаться, что в сюжете практически ничего не меняется: все много курят и красиво пьют виски, женщины одеваются в прекрасные платья, а мужчины время от времени выдают панчлайны крупным клиентам, вроде Coca-Cola.
На деле, весь сериал — отлично сделанная попытка показать все сложности креативного процесса и то, как неумолимое течение жизни влияет на рекламу, а реклама подменяет собой жизнь.
История хитрого и изворотливого рекламщика, который находит всё новые способы продвигать сигареты, не упоминая об их вреде. При этом сам герой не верит в то, чем занимается, а работает только из-за любви к сыну.
Частая претензия к рекламщикам — их цинизм и двуличность. Людям со стороны кажется, что за деньги они готовы на всё. Как в почти любом стереотипе, в этом есть доля правды. Фильм Райтмана — ироничное размышление на тему внутренних конфликтов в рекламной среде и наличия у рекламщиков моральных ценностей.
Экранизация знаменитого романа Фредерика Бегбедера. Циничный копирайтер Октав Паранго живёт на полную катушку, наслаждается огромной зарплатой, женщинами и наркотиками, а ещё втайне ненавидит и рекламный бизнес, и самого себя.
Автор книги сам долго работал в рекламном бизнесе и написал свой роман как чёрную сатиру на мир рекламы, основа которой сохранилась и в фильме. Все атрибуты жанра на месте: лёгкие деньги, запредельный цинизм и наплевательское отношение к окружающим. Иронично рассказывая о пороках рекламного бизнеса, режиссёр задаёт серьёзный вопрос — можно ли избавиться от всех минусов этой работы, сохранив моральные принципы?
Экранизация культовой книги Виктора Пелевина. Постсоветский интеллигент Вавилен Татарский неожиданно для самого себя оказывается копирайтером в России девяностых годов. Продвигаясь по карьерной лестнице в рекламном бизнесе, он понимает, что реальность вокруг него — такая же иллюзия, как и реклама.
Богатая на мемы книга Пелевина получила относительно адекватное произведению киновоплощение. Отечественная реклама здесь показана опасным и безумным местом, где главные угрозы подстерегают не на встрече с клиентом, а во всё остальное время. Свойственный рекламщикам цинизм возводится в абсолют — в конце становится понятно, что мы живём в иллюзии, где нет грани между выдумкой и реальностью. По крайней мере, пока тебе не начинает угрожать смертельная опасность.
Романтическая комедия в рекламном антураже. Главный герой — копирайтер, преисполненный токсичной маскулинности. Но его новая начальница требует другого взгляда на работу. В результате фантастического происшествия герой получает суперсилу читать мысли всех женщин и понимать, что они хотят на самом деле. Это делает его идеальным рекламщиком, но усложняет жизнь.
Набившая оскомину «среднестатистическая» аудитория любой рекламы — это женщина-домохозяйка средних лет. На этот выдуманный образ и ориентируются рекламщики, политики и бизнесмены. Нэнси Мейерс изящно играет со стереотипами и показывает, что никакой «среднестатистической женщины» на деле нет — этакий феминистский ответ на рекламный цинизм.
Самый необычный фильм в списке — иранская чёрная комедия о режиссёре, который из-за запрета на работу зарабатывает съёмками рекламных роликов. Неожиданно вокруг него начинают погибать знакомые режиссёры, а убивает их маньяк, одержимый идеей убить всех важных и талантливых режиссёров. Главный герой в чек-лист убийцы не попадает, и его это очень задевает.
В картине Мани Хагиги переплелись тема неудовлетворённости собой творческих людей, работающих в рекламе только из-за денег, политические и общественные проблемы современного Ирана и влюблённость в кино. Подано это с весёлой, но беззлобной иронией и искренним желанием дать возможность прочувствовать все особенности рекламного мира.