Почешите, дамы и господа, слегка затылки на досуге. Подумайте хорошенько над несколькими, казалось простыми, вопросами. Я их сформулирую так!
Что вам позволили приватизировать в плане жилья?
С какой целью была затеяна эта процедура?
Как была устроена и прошла эта приватизация?
Что мы получили в "итого"? Попутно наверняка всплывут как нечистоты в асфальтовой дыре на месте лопнувшей канализации и другие моменты и моментики.
Меня опять "порадовал" очередной перл эпистолярного жанра на тему "Какплохожилсовок". На сей раз автор искренне порадовался тому, что теперь россиянин может купить и продать свою собственность. Свое жилье и "свою" землю. Вот в "те" времена!... Тему он поднял одну из сложнейших и, несмотря на многократные обещания властей, так и не решенную до настоящего момента. Жилищную! При том, что в своем городе, так и не ставшем для меня "родным", ежедневно вижу кучу баннеров с надписями типа "Продаются квартиры" и номерами сотовых телефонов. На домах, построенных годы назад баннеры заметно обветшали и читаются с трудом. Часто гуляем с женой возле десятков недостроев от двух этажей до предполагавшихся высоток. https://zen.yandex.ru/media/90je/kak-poluchali-jilye-metry-v-sssr-pravda-i-mif-617f6c5825b6b367c520b840?comment-request=1#comment_978446723 Статейка под названием "Как получали жилые метры в СССР: правда и миф" содержит стандартный набор клише о том как все обстояло печально у советских граждан с крышами над головами. Приведены также факты, которые оспаривать мне в голову не придет. Дьявол кроется в мелочах. Вопрос в интерпретации (трактовке) и понимании вопроса. Что-то мне подсказывает, что тут могут быть два варианта. Первый- автор не жил/жила в те времена и пытается скормить мне информацию ОБС (одна, простите, баба сказала). Второй вариант... Прошу прощения у автора, из серии "то, что было не со мной, помню". Есть третий. Спрос рождает предложение у части аудитории. С некоторых пор заметил, что наш Гарант Конституции чаше и чаше опускается в своих высказываниях до уровня таких статей. Это о "советских калошах" и не только о них.
Что- то последнее время активизировались любители порассуждать о том, как плохо жилось советским "совкам" в те самые совковые времена. Вы, уж, простите меня. Это не моё словечко. "Совок" - термин из лексикона махровых антисоветчиков из жертв свидетелей ЕГЭовых или несостоявшихся личностей врем социализма.
Только вчера я ответил на статью о голоде во времена социализма в отдельно взятой стране в благополучный период его развития.
Как всегда представлю вам только личный опыт. На сей раз с фото личными и из семейного архива или моих хороших знакомых. В предыдущей статье пришлось обойтись без них. В голову не пришло в те времена тратить пленку на снимки застолий. Для удобства повествование разделил на части, чтобы котлеты с мухами не смешать. Поймете, о чем я.
Начну с себя любимого! Точнее, о том, где и в каких жилищных условиях я рос и однажды вырос. Ничего не помню и не знаю, что было до Москвы в середине 60-х годов прошлого века. Ибо до определенного момента ничего кроме пускания (образно) пузырей в беспомощно - бессознательном состоянии делать не умел по крайней степени малолетства. Знаю только, что родители привезли меня из Венгрии, так как батя, молодой офицер, поступил в Академию имени Куйбышева. Московскую квартиру родителей я уже вполне помню. Даже адрес не забыл: г. Москва, Измайлово, Сиреневый бульвар окнами на лесопарк. тогда еще совсем дикий и не испорченный цивилизацией. Метро туда только строили, как и Останкинский телецентр. Своими детскими глазенками следил за ходом строительства! Наблюдал, как сносили старые дома довоенной постройки в огромных масштабах и на их месте вырастали кварталы новостроек- жилых многоквартирных домов для жителей города ранней брежневской эпохи. Бесплатного государственного наемного жилья! Мне запомнились кварталы новых домов в районе Беляево. Там наши друзья отдельную трехкомнатную квартиру на троих получили и я с родителями частенько езди к ним в гости поиграть с их дочкой. В конце 70-х довелось заехать в этот район в уже своему приятелю. Мне немного жутковато стало вечером. Вид с 16-го этажа на светящиеся из тьмы окна домов напротив показался мне несколько футуристично - жутковатым. Тусклые квадраты огней и ничего более из окна квартиры. Жилье строилось по всей Москве ударными темпами и город разрастался как на дрожжах. Еще я частенько бывал в "бугрятнике"- сталинке у маминой родни. Ну... Там несколько другая история на тему "кто на, что учился".
Вот московскую квартиру я уже запомнил. Хрущевка- кирпичка в 4-5 этажей. Общежитие - ведомственная малосемейка МО СССР. Отцу на время учебы выделили однокомнатную квартиру с общими кухней и санузлом на несколько семей. Помню скрипучие досчатые полы коричневого цвета в комнате. Впрочем, родители понимали, что жилье было временным на время учебы отца и качеством жилья особо не заморачивались. Жили в общаге только слушатели Академии Куйбышева или семьи офицеров из иных учебных заведений и кто еще мне не ведомо. Меня в те времена жилищный вопрос не волновал.
По выпуску из Академии Отец получил назначение в крохотный уютный городок Лида Гродненской области БССР. С этого момента я помню почти все, включая нашу первую отдельную квартиру на центральной площади города в "офицерском" доме. Его так назвали. Рядом стоял дом "строительный". Были дома "пивзаводские", "лакокрасочные" и прочие от принадлежности к тому или иному предприятию города. Наш дом принадлежал КЭЧ и в нем в основном проживали семьи военнослужащих из "Северного" и "Южного" военных городков.
Вовсе не факт, что в "офицерском" доме проживали только семьи офицеров. Нашими соседями были семьи старшин и прапорщиков с января 1972 года. Никто не выгонял на улицу вдов и детей, ушедших в мир иной по разным обстоятельствам, военнослужащим. Квартиры по прописке оставались за семьями. Если вдова находила новую любовь и создавала новую семью с гражданским, никому в голову не приходило с позором или как эту новую семью изгонять из хаты. При наличии малолетних детей уж точно. Дембель, как известно, неизбежен. Потихоньку среди соседей увеличивалась численность запасников и отставников. С прекращением отношений с МО СССР семьи бывших военных оставались на занимаемых жилых площадях. Не знаю, как оформлялись бумаги. Помню, что от КЭЧ жилье передавалось в ведение Горисполкома и никто никого на улицу не выкидывал. Были случаи на моей памяти, когда семьи съезжали и на вместо них заселялись другие. Каким образом, мне опять же было глубоко фиолетово. Думаю, что путем обменов, разменов и т.п..
Что представляла собой наше первое семейное офицерское гнездо?
Типичная "хрущевка" из силикатного кирпича с совмещенным санузлом, балконом, кухней в 5 кв. метров. Помню, как белили стены, нанося трафаретом на побелку рисунки в виде подобия следов гусиных лапок. Красиво. Только мазались стены сильно. Кухню покрасили метра на полтора масляной краской. Поверх до потолка шла по стенам побелка. Деревянные рамы, двери и окрашенный в коричневый цвет досчатые полы. Под подоконником имелся холодный встроенный шкаф для хранения скоропорта в зимних условиях. Газ подавался из огороженного сеткой бака со двора. Периодически к баку подъезжала газовозка и пополняла в резервуаре запас топлива. Два раза в день в определенное время во дворе выстраивалась очередь жильцов с мусорными ведрами в ожидание мусоровоза. Место встречи изменить было нельзя и в ожидании машины народ обсуждал текущие политические и личные проблемы. Почти все почти со всеми дружили и все всех жильцов дома знали. Летом двор утопал в цветах и зелени. Клумбы и газоны мы разбивали во дворе сами, устраивая субботники. Отлынивать от работы считалось верхом неприличия. Трудились дружно и совершенно бескорыстно в материальном плане. Не знаю, сколько мои родители платили за эту двушку в плане воды, отопления и газа. Электричество стоило 4 коп./Квт.
В эту квартиру в 1967 году Папа привез из роддома Маму с моей крохотной сестричкой. О "расширении" по семейным обстоятельствам (разнополые дети) мои родители вопрос не ставили. Проблема была решена позднее из-за очередного переезда семьи к новому месту службы Отца. Об этом будет в следующей части рассказа.
Мне довелось в те годы познакомиться с жилищными условиями как местных жителей городка из частного сектора, так и военных семей из маленьких баз и гарнизонов. Частный сектор не имел, ставших привычными в наши времена, удобств. Туалеты типа "сортир" в огородах, колодцы и летние души. Наиболее продвинутые граждане имели свои бани. Газ баллонный и электричество имелись во всех хозяйствах, где мне довелось побывать в гостях. Видел офицерские бараки без удобств и типовые маленькие домики посреди леса с палисадниками и огородиками. Однако комфортное жилье строили. Строили много и быстро.
На 13-й день рождения родители подарили мне настоящий "взрослый" велосипед "Минск". На этом велике я, не опасаясь маньяков и мажоров за рулями крутых авто, мотался один на рыбалку в Гезгалы. Там, посреди роскошного леса на берегах старого водохранилища, располагается поселок, где когда- то стоял гарнизон 376-й гвардейского ракетного Смоленского Краснознаменного полка (в/ч 21300) войск Стратегического назначения. Там ракеты с ядерными боеголовками на боевом дежурстве стояли. В полку служили друзья- сослуживцы моего Отца. В поселке они проживали с семьями и мы часто ездили к ним в гости от дня и на пару недель. С появлением велосипеда часто я ездил туда в одиночку.
В этих типовых пятиэтажках имелись все удобства. источниками горячей воды служили газовые колонки, висевшие у плит на кухнях.
Продолжение о жилищных условиях "Совков" в других городах и Республиках Союза.
Очень у меня к вам, уважаемые посетители большая просьба! Оставляйте, пожал-ста, свои комментарии. Мне важно ваше мнение. Вылавливайте «косяки». Указывайте на них. Что не нравится!? Если, что понравилось, отмечайте. Не молчите!