Сказочно красивы горы неподалёку от Бахчисарая, пленяют они взор человеческий своими головокружительными обрывами и роскошными лесами. Остановитесь на минутку — и в еле уловимом шёпоте леса вы услышите повествование столетий об этой земле...
В давние времена на плоской вершине горы Мангуп (не той, что на фото, а напротив - примечание автора канала), одиноко возвышающейся среди живописной долины, стоял город — столица княжества Феодоро.
Однажды князь феодоритов, чувствуя, что закат его жизни уже не за горами, велел позвать своего наследника — сына Александра. И встретил князь своего сына такими словами:
— Взор мой угасает, тупеет слух мой, ослабевают руки...
— О чём ты говоришь, отец и повелитель мой! — бросился Александр к князю.
Но тот властным жестом остановил его.
— Не нам, смертным, — продолжил князь, — восставать против рока. Наступили последние минуты моей жизни на этой земле. Выслушай мою просьбу: куда бы не бросило тебя течение жизни, в какую бы беду ты не попал — помни о своём народе. Его воля пусть будет твоей волей, его судьба пусть будет твоей судьбой. Обещаешь ли ты выполнить мою последнюю просьбу, сын мой?
— Обещаю, — тихо промолвил Александр, — и пусть эти мои слова будут клятвой...
Вскоре старый князь умер. Опечаленный Александр, чтобы развеять скорбь, уехал в гости к своему шурину, молдавскому господарю.
Спустя некоторое время страшная весть, словно на крыльях ветра, прилетела в Молдавию: на княжество Феодоро напали турки. Александр с отрядом в триста воинов поспешил в Мангуп...
А турецкая армия уже подходила к Мангупу. С трёх сторон мрачно смотрели на пришельцев обрывистые, неприступные скалы, а с четвёртой, северной, — высокая надёжная крепостная стена.
С криками "Ля Илях Илля Алла!" бросились турки на штурм Мангупа. Навстречу им из городских ворот ринулась дружина во главе с Александром. Как соколы на вороньё, налетели феодориты на турок. Лязг мечей и стоны раненых наполнили долину.
Не выдержали натиска турки — и в смятении отступили. А феодориты укрылись в крепости.
Снова и снова шли турки на штурм Мангупа, снова и снова храбрые феодориты отражали их натиск.
Тогда враги изготовили длинные лестницы, приставили их к отвесным мангупским обрывам и полезли наверх, надеясь отсюда проникнуть в крепость. Но и здесь их постигла неудача. На головы им посыпались камни и полилась горячая смола. Это жители Мангупа, все как один, встали на защиту своего города... Пять месяцев длилась осада столицы Феодоро, но безуспешно. И стали замечать турки, что с каждым днём гора Мангуп становится выше и выше, а крепость неприступнее. Пришли в ужас турецкие солдаты. Они падали на колени и, вздымая к небу руки, просили у Аллаха помощи. Янычары отказывались идти на штурм нечестивого Мангупа, вершину которого шайтан спрятал в облаках.
Тогда великий визирь, командовавший турецкой армией, понял, что силой феодоритов не одолеть, и стал действовать хитростью...
— Мы не хотим кровопролития, — сказали турки Александру. — Да продлит Аллах жизнь уцелевшим! Открой ворота и сдайся на нашу милость. Мы пощадим город и никого не тронем из жителей, пусть только они платят нам небольшую дань...
Долго раздумывал Александр над словами противника. Как поступить? Созвать военный совет, послушать, что скажут воеводы и бояре? Но вправе ли горсточка знатных и даже он, князь, распоряжаться судьбой всего народа? Да и сами бояре в последнее время ведут себя как-то странно — не доверяет им князь.
И вспомнил Александр клятву, данную отцу... Да, он повелит созвать вече, и пускай народ сам решит, как быть...
То не волны моря Русского шумят, буйным ветром поднятые, то феодориты в тревоге большой собираются на свой совет...
Первым выступил один из бояр.
— В городе не хватает воды, закончились запасы пищи. Люди страдают от жажды и голода. На что надеяться? Пусть мы, воины, испытаем позор плена, зато дети, женщины и старики будут спасены. Принимай, князь, условия.
Возгласы одобрения послышались со стороны бояр. Люди заволновались. Казалось, устами боярина молвила истина.
Но это только казалось. Бояре тайно договорились с турками через послов, что откроют ворота, если им сохранят жизнь и богатство.
— А что скажут простолюдины? — обратился Александр к народу.
— Дозволь мне говорить, княже! — выступил вперёд воин-латник. — Не изволь гневаться, но не к лицу боярину сказанные слова. Враг хитрый и коварный. Не сдержит он своего слова. Лучше умереть в честном бою, чем попасть в рабство к туркам. Веди нас на нечестивых. Умрём или победим!
Восторженными криками встретил народ слова латника.
Чувство гордости за свой народ переполнило душу Александра.
— По сему и быть! — промолвил он.
— Многая лет князю! Умрём или победим! — тысячеголосо неслось со всех сторон.
Но что это?
Несколько знатных сели на лошадей и стремглав понеслись к воротам.
Всё случилось так неожиданно, что люди еле успели опомниться.
— Смерть изменникам! — и слова острые, как стрелы, а стрелы быстрые как слова, полетели вдогонку всадникам.
Но бояре всё же успели достичь своей цели. И как только они открыли крепостные ворота, турки набросились на жителей, убивая всех на своём пути, грабя и сжигая жилища. Александра и его приближённых заковали в цепи и отправили в Стамбул.
Как только пленные были доставлены во дворец к султану, тот обратился к Александру:
— Ты и твои люди мужественные воины. Я вам подарю жизнь, если вы перейдёте ко мне на службу.
И ответил тогда султану Александр:
— Я никогда не изменю своему народу и лучше разделю его участь, чем пойду к тебе на службу. Пройдёт время, и твоя империя расползётся, как ржавая кольчуга. А наша земля станет снова свободной.
Разгневался султан за такие слова и велел казнить пленников...
Прошли века. Слова, сказанные Александром, оказались пророческими. С севера пришли русские чудо-богатыри и освободили крымскую землю от поработителей...
На моём канале открыта новая рубрика Легенды Крыма или Крымские сказки.
История о последнем православном князе впервые была опубликована в 1967 году в Симферополе. Цитируется по более позднему изданию "Легенды Крыма" 2009 года, составитель Е. М. Литвинова. Немного отредактировал для статьи.
В 1399 году ордынцы добили Херсонес, и путь на Авлиту, морские ворота княжества Феодоро, стал открытым. Генуэзская республика решила воспользоваться этим, но умного итальянцы ничего не придумали. И князь Феодоро тоже пытался расширить территорию. В 1433-1441 годах произошла крупная война между Генуэзской республикой с одной стороны и княжеством Феодоро в союзе с ордынцами с другой стороны. В итоге междоусобицы итальянцы и греки потеряли свои корабли, но Авлиту удалось отстоять, генуэзцы ушли несолоно хлебавши. В 1453 году османы перекрыли доступ в Чёрное море, и в 1475 году высадились в Тавриде-Крыму. К этому времени ни у генуэзцев, ни у феодоритов не было сильного военного флота. Точнее, они не оправились ещё от междоусобицы. Поэтому туркам понадобилось меньше года, чтобы захватить весь Крымский полуостров.
Всё что говорится в легенде достаточно правдиво и красиво, но без деталей. Александр взяв у шурина корабль и 300 воинов отправился не бить турков, а отстаивать свою власть над княжеством Феодоро. Дело в том, что после смерти отца Александра, князем стал брат покойного, у которого тоже был свой сын. И вот в 1475 году этого дяди не стало, и Александр, дабы пресечь поползновения кузена, и взял этих 300 воинов, всё закончилось хорошо, в июне 1475 года Александр стал последним князем Феодоро, а уже в сентябре османы осадили Мангуп. За стенами крепости укрылся гарнизон в 2000 воинов, который состоял из феодоритов, молдаван и татар свергнутого хана Менгли I Герая. Этому гарнизону удалось уничтожить элиту османской армии — янычарский корпус, но всё же в декабре 1475 года Мангуп пал и Александр отправлен в Константинополь (стал Стамбулом официально только в 1930 году), далее в легенде всё правда. История византийской государственности была закончена, княжество Феодоро было последним осколком...
С уважением к читателям, автор канала Александр Рыжов.
Спасибо, что читаете!