Произведения Джека Лондона изобилуют суровыми и стойкими персонажами, которые ради благой цели готовы терпеть лишения и преодолевать жизненные сложности. Часто для пущего эффекта писатель своих героев отправлял на север – в глухие зимние леса, где возможно передвижение только по индейским и звериным тропам. И все равно даже доскональное знание маршрута и специфики края никого из них не уберегло от путевых сложностей. И вот уже многие поколения читатели восхищаются суровыми делами этих мужественных людей. Подозревая в душе, что это все выдумка автора. Красивая, героическая. И все же выдумка. А между тем в истории Америки есть множество вполне реальных случаев. Чей антураж даст фору даже фантазиям признанного мастера. Вот, к примеру, экспедиция полковника Генри Нокса.
Все произошло во времена войны за независимость. Зимой 1775-1776 годов. Стоит напомнить, что колонисты имели перед представителями метрополии моральное преимущество. Что не мешало им страдать от недостаточной технической оснащенности. Особенно если дело касалось тяжелого вооружения. Артиллерия у повстанцев была в дефиците.
Конечно, можно было использовать трофейную артиллерию. Но ее еще требовалось отбить у противника. Который без присмотра ее и не очень-то оставлял. Особенно в районе регулярных столкновений. Впрочем, на периферии еще имелся шанс разогнать какой-нибудь малочисленный гарнизон, богатый пушками. И такие места старательно вычислялись.
Внимания удостоился форт Тикондерога и соседний с ним. Стояли они на отшибе провинции Нью-Йорк и особо старательно не охранялись. Зато там имелись пушки, которые весьма бы пригодились для обороны Бостона. Так что туда отправился отряд из 83 человек. Который без шума и сопротивления захватил эти укрепления. В мае 1775 года. Если учесть, что сама война началась в апреле, то получается, что континентальная армия сработала весьма оперативно. Правда, после захвата артиллерийского парка встал вопрос, как их доставить в Бостон – это 300 километров пути. А шоссеек тогда еще не было. Да и с водным транспортом наблюдались сложности у восставших.
Долго решали, кто же возглавит операцию по перевозке пушек в Бостон. Решение принимал сам Вашингтон. Решили доверить дело Генри Ноксу – человеку весьма штатскому (книжный торговец), но верному и лично знакомому Вашингтону – они приятельствовали уже несколько лет, поскольку были ровесниками и вообще походили характерами. Но пока Нокс отправился на корабле из Нью-Йорка, ожидаемо начался ноябрь. И после прибытия к месту назначения 6 декабря пришлось изобретать способ доставки пушек по месту. Прежде всего потому, что никто толком и не знал, сколько трофеев имеется на территории фортов.
Оказалось, что имеется 21 наименование. Пушки, гаубицы, мортиры. Калибр от 3-х до 24 фунтов у пушек и от 4 ½ до 13 дюймов у мортир. Всего 59 стволов. Общий вес груза – 60 тонн. Мелкие орудия к месту погрузки Нокс перевез лично на небольшой лодке. Основную массу загрузили на местную плоскодонную баржу. Но уже начал вставать лед. И баржу эту притопили ненароком на мелководье, не заметив торчащие под водой то ли сваи, то ли пни. Сначала было отчаялись, но потом сумели заделать пробоину, откачать воду и снять судно с мели. Но проблемы с дальнейшей транспортировкой это не решало.
Нокс отправился в Олбани за санями. Надеясь вернуться за дня три-четыре. На деле путешествие заняло неделю, поскольку выпал снег. Около двух футов. Но это не помешало нанять людей, раздобыть 80 пар волов, 42 прочных саней и, на всякий случай, несколько индейских волокуш. По некоторым данным даже пара пирог в ход пошла.
Этот поезд двинулся в путь, используя реки и индейские тропы. Генри Нокс планировал добраться недели за три. А если повезет – за две. На деле поход занял десять недель. Продвижение замедлялось регулярными снегопадами и недостаточно крепким еще льдом на реках. Приходилось делать полыньи в стороне от тропы и поливать лед водой, чтобы та замерзала и увеличивала толщину льда. Нокс тратил собственные деньги, но в конечном итоге добился цели – груз прибыл в Бостон в ночь на 2 марта 1776 года. И узнал, что отныне он полковник – приказ о присвоении ему звания вышел, пока он был в пути. Вообще, спешка не мешала Генри Ноксу устраивать представления по дороге – проходя через крупные города, лежащие на пути в Бостон, он заряжал одну большую пушку порохом и палил в качестве салюта. Люди ликовали и горячо приветствовали длинный санный обоз.
Как только груз прибыл в Бостон, защитники организовали нападение на главенствующую над гаванью высоту и захватили ее. 4 марта на ней уже установили пушки. Которые и начали обстрел британских кораблей, стоявших в гавани. Те не стали испытывать судьбу и ушли, сняв осаду Бостона. Патриоты возликовали, а Генри Нокс стал народным героем. И на протяжении всего пути обоза установили памятные вехи. Они и сейчас там стоят. Правда, сам маршрут теперь облагорожен – по нему проходит оживленная автомагистраль.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала