Найти тему
TexTerra Daily

Ozon, ну-ка продай заказы за 1 рубль! – за покупателей вступился Роспотребнадзор

Распределительный центр Ozon
Распределительный центр Ozon

Что вы сделаете, если, зайдя в онлайн-магазин, увидите огромный плазменный телевизор или набор шелкового постельного белья по цене коробка спичек? Думаем, сразу же положите в корзину, оплатите и сядете ждать доставку с довольным видом. Или пробежитесь по другим товарам, чтобы сделать еще с десяток мегавыгодных покупок, а дальше – по описанной схеме: корзина, оплата, довольная улыбка.

И стереть эту улыбку с вашего лица никто не может — таковы наши российские законы и, в частности, закон о защите прав потребителей. Но Ozon смог.

В онлайн-магазине в ночь на 1 ноября случился сбой, благодаря которому в России наконец-то наступила самая настоящая черная пятница, а не просто 5-процентное снижение стоимости или баловство с указанием на ценниках никогда не существовавшей «старой» цены и выдачей обычной или даже завышенной цены за новую, со скидкой.

Кстати, в черную пятницу у людей наблюдаются аномалии в поведении. Подробнее об этом здесь.

На радость полуночников некоторые товары подешевели на 98%. Девяносто восемь, Карл! Но «черная пятница» продлилась недолго – сбой был быстро устранен, а сделанные заказы аннулированы.

Но к счастью у нас есть Роспотребнадзор, который иногда ревностно следит за соблюдением продавцами законов. В ведомстве поступком Ozon очень недовольны: отмена заказов незаконна, и вот почему.

«Если на сайте продавца или маркетплейса произошел технический сбой, характеризующийся выставлением «неправильных цен» или скидок, – юридически для потребителя это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 рубль – распространенная практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду. Однако в таких случаях у продавца, безусловно, есть право обратиться в суд с требованием о расторжении договора. Однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или признавать его незаключенным по закону продавец не может», – объяснили в пресс-службе Роспотребнадзора.

То есть те покупатели, кто решил приобрести товар по понравившейся цене, вдруг узнают (на кассе в магазине или как в случае с Ozon), что она неверная, а реальная стоимость покупки гораздо выше, имеют права настаивать на продаже им товара по указанной цене. Сбои или ошибки при обновлении ценников в магазинах потребителя не касаются. В случае с Ozon, вам могут так и не доставить купленную по бросовой цене вещь, но только в случае предоставления компенсации — при возмещении убытков, связанных с реализацией своего права получить купленную вещь, пояснили в Роспотребнадзоре.

А значит теперь Ozon должен либо доставить людям купленное, либо возместить убытки, и это далеко не тот заплаченный рубль (возврат платежа), о чем говорится в статье 15 «Возмещение убытков» Гражданского кодекса:

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Вы задумывались, почему люди иногда покупают ненужные товары? О, это очень интересная история про придуманную жизнь!