Найти тему
Популярная наука

Пикассо - «розовый» или «голубой»? Как отличить эти два этапа в творчестве великого художника

У каждого писателя, художника, музыканта и других творцов в жизнь и творчество делится на периоды. Мы всегда ассоциируем те или иные работы с определенными событиям в жизни автора.

У Пикассо в творчестве было два ярких характерных розовый и голубой. Один яркий и жизнерадостный, а второй темный и депрессивный. Давайте разберем, какая история стояла за "голубым" этапом в творчестве Пикассо и посмотрим, чем он отличается от "розового".

В поисках своей творческой индивидуальности 18-летний Пабло Руис Пикассо приехал во Францию из Испании в 1900 году. Он был очень рад, когда его выбрали для экспонирования своих картин в испанском павильоне на всемирной выставке в Париже, которую посетили около 50 миллионов человек.

В середине октября Пикассо прибыл на вокзал Орсэ - ныне музей Орсэ - со своим другом, молодым каталонским художником Карлесом Касагемасом. Оба художника с головой погрузились в оживленную парижскую художественную сцену. В 1901 году состоялась дебютная выставка Пикассо в престижной галерее французского дилера Амбруаза Воллара.

Все еще пытаясь свести концы с концами, Пикассо жил между Францией и Испанией. Он был в Мадриде, когда узнал, что Касагемас покончил с собой из-за неудачной любовной связи. Эта личная трагедия ознаменовала начало периода выдающегося голубого цвета.

Начало этого периода точно не установлено; возможно, он начался в Испании весной 1901 года или в Париже во второй половине года. Период строгих цветов и мрачных тем: проститутки, нищие и пьяницы. Во второй половине 1901 года Пикассо погрузился в тяжелую депрессию, и в его картинах стали преобладать синие тона.

Картина Пикассо "Смерть Касагемаса", завершенная в начале года после самоубийства его друга, была выполнена в горячих, ярких тонах.

-2

Картина "Казагемас в гробу", считающаяся первой в "голубом периоде", была завершена позднее в 1901 году, когда Пикассо погрузился в глубокую депрессию.

-3

Карьера Пикассо была многообещающей до 1901 года, и в начале того же года он "прославился" в Париже. Однако, когда он перешел к таким темам, как бедные и отверженные общества, и подчеркнул это холодным, страдальческим настроением с помощью синих оттенков, критики и публика отвернулись от его работ. Представители общественности не хотели выставлять работы "голубого периода" у себя дома. Пикассо продолжал творить, но его финансовое положение страдало.

"Старый гитарист" - яркий представитель "голубого" периода Пикассо
"Старый гитарист" - яркий представитель "голубого" периода Пикассо

С 1901 по 1903 год он написал несколько посмертных портретов Касагемаса, кульминацией которых стала мрачная аллегорическая картина La Vie. Среди других частых сюжетов - обнаженные женщины и матери с детьми. Одинокие фигуры преобладают в его работах Голубого периода. Темы одиночества, бедности и отчаяния также пронизывают эти работы. Возможно, самой известной работой этого периода является "Старый гитарист".

За "голубым периодом" Пикассо последовал "розовый период" (“период роз”). В переходный период в самом начале "розового" этапа карьеры Пикассо пишет "Девочку на шаре".

-5

Депрессия Пикассо постепенно закончилась, и по мере улучшения психологического состояния он перешел к более радостным, ярким работам, подчеркивая использование розового и других теплых оттенков для выражения смены настроения и тематики.

Основные цвета художника: розово-золотистый и розово-серый.

Период роз Пикассо представляет собой важную эпоху в жизни и творчестве испанского художника Пабло Пикассо и оказал большое влияние на развитие современного искусства. Он начался в 1904 году, когда Пикассо поселился на Монмартре в доме "Бато-Лавуар" среди богемных поэтов и писателей. Пикассо представляет более приятные после “голубого периода” темы клоунов, арлекинов и карнавальных артистов, изображенных в веселых ярких оттенках красного, оранжевого, розового и земляных тонов.

Яркий представитель "розового" периода - картина "Мальчик с трубкой". Одна из самых дорогих картин в мире, стоимостью 104,2 млн долларов.

-6

Пикассо был счастлив в отношениях с Фернандой Оливье, с которой он познакомился в 1904 году, и это было предположено как одна из возможных причин изменения его стиля живописи. Арлекины, цирковые артисты и клоуны часто появляются в "Периоде розы" и на разных этапах жизни Пикассо присутствуют на его картинах на протяжении всей его долгой карьеры. А арлекин, комический персонаж, обычно изображаемый в клетчатой одежде, стал для Пикассо личным символом.

Егор Александров, специально для канала "Популярная наука"