В 2003 году вышла, с моей точки зрения, замечательная книга А. Бежицына «Соль, потерявшая силу».
Книга посвящена духовной проблеме России и русских людей – «православию». То что это именно «проблема» видно из вводных слово самого автора:
«С одной стороны, о Церкви сказано: "врата ада не одолеют ее" (Мф 16: 18). Но с другой - есть и предупреждение: может она и "силу потерять", может быть и выброшенной на попрание. Не это ли случилось с Русской православной церковью? Сегодня мы слышим: «Православие - наше все»: и самобытность-идентичность, и оправдание-смысл нашего бытия (государственного и народного), и цель-средство - словом, действительно «все», да и «русский народ весь в православии».
Книга носит научный характер и снабжена сносками на иную литературу по данной теме.
Лично мне весьма импонирует попытка автора связать судьбу Византийской империи и России. Общая вера – общая судьба, не так ли? Да и мы прекрасно знаем и о том, что история имеет тенденцию, повторятся...
А. Бежицын пишет: «Бесплодность православия в качестве государственной веры была продемонстрировала еще в Византии. Она совершенно бесславно пала под напором ислама - и дала ему миллионы адептов. Не так давно Ален Безансон напомнил, что арабов, пустившихся на завоевания, было не так уж много, но входившие в состав Византийской империи страны не оказали им практически никакого сопротивления и относительно легко и быстро покорились им. Так что основной массив нынешних мусульман - это потомки православных, не посчитавших нужным держаться своей веры. Вся Северная Африка, Сирия, Палестина и другие страны, некогда принадлежавшие христианству, были отданы исламу»
А характеризуя современное положение русской православной церкви в обществе он констатирует: «Особенно далека РПЦ от молодежи - это отмечают все, не исключая самих православных. Церковь мрачна, нерадостна, просто темна, хотя иногда и твердит о «веселии» и «просветленности». Ее храмы отличает злобность, недоброжелательность и неблагожелательность ко всем. Женщины говорят, что из православного храма необлаянной не уйдешь: не так стоишь, не так одета, не так крестишься. Злобные старухи не просто шипят змеями - пребольно щиплются и ударить могут. Об этом тоже пишут с тревогой, но положение не меняется. Истина предана полному забвению. Раньше тоже врали много, но все же считали нужным придавать всему творимому и говоримому видимость правды. Славянофилы хоть говорили: «истинно - и потому наше», сейчас этот тезис бесстыдно перевернули: «наше - и потому истинно». Ни у кого нет потребности в истине - а это самый страшный ее враг. Говорят и пишут так, словно нет и никогда не было в России достойных людей, словно никто не в состоянии дать нравственную оценку всем этим заявлениям о собственной праведности и неправедности всех остальных. Говоря словами Достоевского, заголяются, показывают свою непривлекательную сущность без всякого стеснения, с наслаждением даже.
Удивительно ли, что при всех неистовствах околоправославных не так уж мало народу уходит из православия? Причем, как и во времена Византии, без особой внутренней борьбы - в ислам <..> Не повторяется ли драма Византии? Не грозит ли и нам ее судьба? Об этом предупреждал еще В.С. Соловьев:
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И все твердят льстецы России:
Ты - третий Рим, ты - третий Рим».
Рекомендую абсолютно всем прекрасную книгу А. Бежицына. Даже если Вы радикальный адепт православия и автор Вам покажется очень предвзятым – найдите в себе силы и прочитайте его труд, он наверняка заставит Вас задуматься о многих вещах и возможно Вы станете мудрее и лучше.