Найти тему

5 шагов, как выстраивать общение с клиентами

Оглавление

Многие думают что продает портфолио, опыт, или кол-во кейсов.

Это важно, но бессмысленно без 1 ключевого пазла: общения.

Я работаю на фрилансе уже 5 лет, и в этой статье расскажу о том, как взаимодействовать с клиентом, чтобы он захотел работать именно с вами.

Первый контакт

Холодное или теплое письмо, ответ на заказ и так далее.

На этом шаге важны две детали: персонализация и уважение. Персонализация — это значит не рассылать однотипную пелену текста всем подряд, а писать индивидуально каждому.

Обратитесь к заказчику по имени, напишите как именно решить его запрос. Уважение — это не про обращение на "Вы" или восклицательные знаки. Это про то, что вы уважаете время.

Пишите письмо понятно, сразу присылаете портфолио. Не пишите полотно текста которое ему будет некогда читать. Залог успеха первого письма — это четко и по делу 🎯

Если клиент не ответил после первого письма, напомните о себе. Но максимум 1 раз. Не надо спамить или писать каждую неделю.

Пример письма клиенту
Пример письма клиенту

Погружение в проект

После того как вы заинтересовали клиента, наступает второй шаг — погружение в проект. Задача этого этапа — более подробно узнать в чем задача, и в итоге сформировать для себя понимание: как вы можете быть полезны.

Важно не просто узнать как да что, а показать профессионализм: задать правильные вопросы, и в общих чертах рассказать как эту задачу можно решить.

Этому этапу уже можно посвятить больше времени. В идеале — созвониться или встретиться с клиентом и обсудить словами.

Коммерческое предложение

И вот только на этом этапе можно называть стоимость выполнения работ, сроки, конкретные этапы, и другие подробности. Сформируйте письмо, в котором распишите поэтапно вашу работу, обоснуйте цену и срок.

КП лучше всего составлять письменно, а презентовать устно. Цифры и факты лучше воспринимаются на бумаге.

Презентация работы

Частая ошибка начинающих (и не только) фрилансеров - просто отправлять работу заказчику. Мол, смотри, оценивай, разбирайся.

В 80% случаях после этого будет много правок, а может клиент и вовсе окажется недоволен и попросит переделать.

Не забывайте, раз к вам обратились, чтобы выполнить эту задачу, значит у клиента в этой области недостаточно экспертизы.

Как правильно? Не просто отправить, а презентовать работу. Объяснить почему вы сделали именно так, на что опирались. Можно как в устном формате на созвоне, так и текстом в переписке. Но объяснить - обязательно.

Завершение работы

Часто диалог с клиентом заканчивается скриншотом об успешной оплате. Но я не советую так завершать работу. Пара завершающих предложений займут у вас несколько минут, но могут превратиться в долгосрочное сотрудничество или новый заказ.

Если вы думаете "Ну а что писать дальше, работа ведь закончена", то вот три варианта:

  1. Написать что вам было приятно поработать, и вы будете рады продолжить сотрудничество. Это может показаться формальностью, но оставит у заказчика приятное впечатление. Если у вас есть другие услуги которые могут понадобиться клиенту - можете о них рассказать.
  2. Попросить обратную связь или отзыв.
  3. Сказать, что так как вы только что завершили работу с ним, то сейчас открыты для новых проектов. И если у заказчика есть знакомые кому сейчас необходим дизайнер - будете рады рекомендации. Если вы с заказчиком в дружеских отношениях - то можно остановиться на этом. Если же общение более формальное, то предложите скидку или бонус на следующую услугу за рекомендацию.

Больше полезного вы сможете найти в моем блоге: https://www.instagram.com/dariacher.ish/