На эти и другие вопросы ответил доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов.
Вопрос: Какое значение для священника имеет знание богословия.
Ответ: Есть такие два взгляда на священство, прямо противоположные. Одни считают, что богословское образование – главный показатель для священника. Другие видят в “излишней” образованности помеху пастырскому служению, утверждая, что самое важное – совершение богослужений.
Слушайте передачи Радио Радонеж в прямом эфире.
Бесплатное приложение "Радио "Радонеж" к смартфонам и планшетам можно скачать через Apple Store и Google Play
Как и всегда, обе крайности далеки от истины. Слово “священник” происходит от “святой”, “освящённый”, и главное для него – жизнь по евангельским заповедям, духовная работа над собой, борьба со своими страстями. Без этой работы принявший священный сан превращается в бездушного жреца, молитва становится “вычитыванием”, а богослужение – пустым обрядом, не освящающим паству.И не имеет значение образованность или невежество.
Как учитель и проводник веры, пастырь должен знать и её догматы, и основы духовной жизни, поэтому начальное богословское образование ему нужно. И также он должен быть молитвенником, духовным наставником и помощником своих прихожан. Занятия богословием как наукой для этого не требуются.
Были примеры и тех, кто великолепно знал богословие, но оставил христианскую жизнь и вообще отпал от Церкви. И также “практики”, не знающие ни Писание, ни труды святых отцов, заводили народ в дебри ереси.
Дорогие братья и сестры, радио и газета “Радонеж” существуют исключительно благодаря вашей поддержке. Вы можете оказать нам посильную помощь любым удобным удобным вам способом
Вопрос: Должен ли каждый священник проповедовать, или этим следует заниматься только тем, кто имеет дар слова и склонность к этому?
Ответ: Учительство – ключевая составляющая пастырского служения, и каждый священник должен выходить на амвон для проповеди. Иначе он не пастырь, а жрец. Если кто-то не умеет хорошо говорить, он может найти проповедь или отрывок из сочинений святых отцов и зачитать. До середины XIX века никто не смел говорить проповедь “от себя”, все читали по написанному. Первым начал произносить свои поучения “экспромтом” архиепископ Амвросий (Ключарев), и это стало открытием.
Вопрос: А сколько должна длиться идеальная проповедь?
Ответ: Идеал – пять минут, максимум десять. Потому что люди не способны удерживать внимание дольше, особенно если поучение сложно для восприятия. Да, говорить кратко сложнее, чем растекаться мыслью. Нужно выделить одну главную мысль и на ней сосредоточиться.
Например, если проповедь посвящена празднику, не стоит пересказывать его историю, которая и так всем известна. Лучше рассказать, какое отношение он имеет к нашей духовной жизни, к настоящему времени. Суть проповеди – научение людей.
Читайте полную запись беседы с профессором Осиповым на сайте Радонеж
Вопрос: Вы начали преподавать ещё в советское время. Затем была перестройка, 90-е, 2000-е. Как изменились молодые люди, которые приходят учиться в семинарию?
Ответ: Мы склонны идеализировать прошлое, но молодёжь действительно изменилась. Раньше студенты были более ответственными. Конечно, всегда были ребята, которые хотели учиться и те, кто не проявлял старания. Но сейчас безответственность стала просто болезнью души. Ищущих становится всё меньше и меньше.
Вопрос: Люди, которые приходят в храм, чтобы принять крещение или стать восприемниками, должны прослушать несколько огласительных бесед. Насколько эта практика себя оправдывает?
Ответ: Катехизация (ознакомление с догматами веры) нужна для того, чтобы человек принимал священное таинство с верой, осознанием, согласием и желанием. На тех, кто делает это из любопытства или суеверия, падают грозные слова пророка Иеремии:
“Проклят, кто дело Господне делает небрежно”
Но несколько бесед, часто формальных, мало что дают. Если же человек принимает крещение без твёрдого намерения изменить свою жизнь, это не принесёт ему пользу. Также стоит рассмотреть вопрос о воцерковлении тех, кого крестили в детстве, когда была вспышка интереса к церкви.
Вопрос: То есть следует ужесточить условия вхождения людей в Церковь?
Ответ: Да, хотя эта точка зрения непопулярна, я считаю, что сознательное отношение к крещению – принципиальный момент. Нельзя за другого человека исповедать веру, чтобы он мог исповедоваться, причаститься, принять постриг, сан. Таже невозможно это должно быть для крещения и моропомазания. Иначе никакое таинство не принесёт человеку ползу, по слову Христа:
“Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет” (Мк. 16,16)
Вопрос: А как же действие благодати Святого Духа, которая немощная врачует?
Ответ: “Немощная врачует” – когда я осознаю свою немощь и молюсь: “Господи, помоги мне!” А если мы думаем, что Бог сам нас спасёт, без нашего участия, то уподобляемся протестантам. Бог видит, кто хочет спастись, но его собственных сил не хватает, а кто и не пытается, и не желает этого.
Одно дело, когда ребёнок крещён в младенчестве и растёт в воцерковлённой семье, воспитывается в церковной среде. И совсем другое – когда родители сами не интересуются верой и не могут ничего рассказать, просто таскают ребёнка за собой в храм,где он ничего не понимает. Такие подростки в 13-15 лет категорически отказываются ходить в церковь и отпадают от христианства.
Вопрос: Скажите ваше мнение по такому вопросу. Последование Евхаристии содержит так называемые Тайные молитвы, которые священник читает в алтаре. Многие считают, что их вообще нельзя произносить вслух, потому что верующим нельзя их слышать.
Ответ: Они просто неправильно понимают значение слова “тайная”. Это не секретная молитва, значение которой скрывают от непосвящённых, а исполненная сокровенного, глубокого, Божественного содержания. Тайные молитвы потрясающи по своему духовному содержанию! Верующий человек, который не знает их, много теряет.
Вопрос: В условиях ковида стали регулярными трансляции богослужения. Насколько человек, который смотрит трансляцию по телевизору или в интернете, является участником богослужения?
Ответ: Не место делает человека участником молитвы, а наше участие в ней. Можно дома слушать богослужение и молиться всей душой, а можно стоять в храме и бродить умом по свету. Да, в церкви человеку привычнее, естественнее, но молитва не связана никакими границами – дом, лес, пещера.
Эпидемия показала, насколько внешняя сторона религии, форма оказалась для многих важнее содержания. Для некоторых верующих главное не помолиться – а прорваться в храм, не остаться дома из любви к ближним, а помазаться маслицем. Это уже не христианство, а религия противления.
Вопрос: Можно ли мотивировать религией выбор “вакцинироваться – не вакцинироваться”?
Ответ: Вакцинация – это вопрос чисто медицинского характера и не имеет никакого отношения к вере. В течение жизни каждый получает множество прививок, уколов, и никогда не было таких религиозных выдумок. У меня впечатление, что кто-то специально раздувает в обществе атмосферу вражды. Давайте каждый поступать, исходя из своих собственных соображений, и не представлять их предписаниями веры.
#православие