Первая ретроспектива художника идет в Новой Третьяковке до 9 января 2022 года.
В предыдущей статье я рассказывала о самых известных картинах Пименова, представленных на выставке в Третьяковке. Но есть поздняя часть творчества художника, неизвестная зрителям: серия «Новые кварталы» и камерные сюжеты, посвященные переживаниям юности . Тонкие оттенки цвета, импрессионистические мазки и внимание к лирическим чувствам конкретного человека отличает Пименова от других художников-соцреалистов.
В послевоенное время Юрия Пименова интересуют бытовые сцены, тепло семейного уюта – обыкновенные радости мирной жизни, которые стали так ценны.
Лейтмотив картины «Новый год» – атмосфера семейного праздника. Художник использует композицию, характерную для фильмов: кажется, что оператор сейчас зайдет в дверной проем, и в следующем кадре зрители увидят комнату, где проходит застолье. В коридоре слева – вешалки, на которых с трудом умещается верхняя одежда гостей, а внизу – сапоги, сброшенные в нетерпении их хозяевами. Пименов всегда делает вещи говорящими и передает через натюрморты настроение, душевное состояние. Также и здесь: через бытовую подробность живописец создал ауру предновогодней суеты. Справа на столике лежит сверток с мандаринами: неизменный атрибут Нового года в Советском союзе. В распахнутом проеме виден огромный стол, с собравшимися гостями за секунду до звона бокалов, знаменующего торжественный тост за начало новой жизни. Вся комната залита теплым желтым светом, делающим все пространство уютным. В центре стоит ветеран Великой отечественной войны в гимнастерке с медалями – знак, что страшные события происходили совсем недавно и еще не ушли в прошлое. Возможно, именно поэтому общегосударственный праздник и возвращение к семейным традициям особенно важен для людей, переживших ужасы войны, которая коснулась каждого.
В наше время, когда современное поколение уже далеко от тех страшных лет, отсылка к этой мысли читается не сразу, а на передний план выходит тема ностальгической любви к миру детства, советской традиции Нового года. Пименов оживляет эти воспоминания: чувствуется запах мандаринов и новогодней елки, слышится звон бокалов, а в душе появляется трепетное ожидание новогоднего чуда.
Еще одной темой в творчестве Пименова становятся «работы по благоустройству городской среды», как выразились бы чиновники. Он чаще всего выбирает весну для своих картин – время субботников. Тема всех этих работ вполне социалистическая, ведь общественная нагрузка облагораживала каждого советского человека. Однако у живописца нет призывности или агитационности – он спокойно восхищается теми, кто преобразует окружающий мир, делает его лучше, красивее и чище.
Серия «Новые кварталы»
В 1960-е года Пименов обращается к образу строящегося города: «Я люблю эти новые кварталы больших городов – в их незаконченности, даже в их неполадках, живет молодая душа новизны. <…>Жители этих домов знают еще не подведенный газ и не налаженное отопление, еще не открытые магазины и еще не работающие лифты. Но эти дома не знают бомбежек, не знают накрест заклеенных окон, замороженных комнат, обваливших от близких разрывов потолков – они не знают войны и страха».
Травма, которую нанесла Великая отечественная война, перевернула всю жизнь художника. О чем бы он ни говорил, какие бы картины ни писал – тема прошлого будет иметь отзвуки в каждом полотне. Наверное, поэтому главными героями становился не только молодой город, но и молодые люди – может быть, они совсем не помнят войны, потому что пережили ее маленькими детьми, и за новым поколением не тянется этот груз: они смогут построить новый мир, в котором войне не будет места.
«Лирическое новоселье» – живописная элегия любви и молодости. Пара только что-то переехала в новую квартиру: их окружают книги в связках и чемоданы, а на полу расстелены газеты. Пименов писал: «Если испачканные в дни ремонта оконные стекла, заляпанную газетную бумагу на полу понимать только как грязь и неудобство – из жизни исчезнет чувство завтрашнего, исчезнет свежесть нового дня». Романтика в это картине и в ощущении завтрашнего дня, и в любви главных героев.
В картине художник вновь восхищается мощной энергией юности, способной не замечать ничего вокруг. Три девушки, похожие на яркие цветы, балансируют на трубах – повсюду в их районе стройка. В них нет ни капли осторожности или страха – они не бояться испортить новые вещи, даже не думают о них – материальный мир их не интересует. Они олицетворяют «невыносимую легкость бытия», поэзию повседневной жизни.
Первая любовь
Еще одной темой в позднем творчестве Юрия Пименова стали взаимоотношения молодых пар. Юность – время первой любви. Пора, особенно значимая в жизни каждого.
В картине «Спор» молодой человек явно пытается произвести впечатление на девушку: это считывается по его позе, псевдо-вальяжным движениям юноши. Девушка более сдержанна, и явно объясняет ему свою точку зрения, не пытаясь его переубедить. Общий колорит картины сдержанный, почти монохромный, но крупными мазками художник создает импрессионистическое подвижное пространство. Необычно расположен и источник света: кажется, что свет идет или от рук молодежи, или от белой посуды на столе в кафе.
Картина «Серьезный разговор», вероятно, затрагивает более сложную тему расставания влюбленных. Посреди футуристического пейзажа девушка пытается что-то объяснить молодому человеку, который держится подчеркнуто-равнодушно. Цветовое решение картины похоже и на предыдущее: монохромная гамма серого цвета. Возможно, создавая безликое пространство, художник тонко подчеркивает пустоту, появившуюся в душе героев после расставания.
Юрий Пименов – один из самых лирических мастеров соцреализма. В его живописи затронуты темы юности, влюбленности, и новой жизни после войны.