Найти тему
Kairas Business Journal

Грузовые перевозки стали дорогими и медленными

За резким спадом мировой экономики в 2020 году последовало бурное восстановление в 2021-м. Настолько бурное, что во многих сферах показатели превышали значения допандемийного 2019 года; наш канал регулярно пишет об этом. Но у такого активного роста есть и обратная сторона: наружу вылезли те систематические ошибки, которые накапливались годами, а сейчас их стало так много, что они стали тормозящим фактором. Одна из таких сфер — логистика.

Источник фото: http://ccsvvo.ru/perevozki-gruzov-po-zheleznoj-doroge/
Источник фото: http://ccsvvo.ru/perevozki-gruzov-po-zheleznoj-doroge/

Взять, к примеру, железнодорожные перевозки. Мы уже писали о том, что более 20 тысяч вагонов были отправлены на стоянку из-за падения спроса, но их не смогли оперативно вернуть в строй в момент бурного роста. Результат плачевный: на нехватку вагонов уже жалуются энергетики, металлурги и все остальные компании. Клиенты РЖД регулярно жалуются на отсутствие транспорта.

С морскими перевозками такая же история. Весной мир столкнулся с контейнерным кризисом: мировая торговля оказалась в тупике из-за пандемии, но раньше всех из него выбрался Китай (он же раньше всех и вошёл в него). Китайские экспортёры перетянули на себя большую часть контейнеров, таким образом, когда экспортёры из других стран стали постепенно наращивать обороты, им стало капитально не хватать контейнеров для перевозок. Повышенный спрос увёл цены вверх, к примеру, стоимость фрахта от Восточной Азии до Северной Америки выросла с $3800 за FEU (40-футовый контейнер) в октябре 2020-го до $17500 в октябре 2021-го, т.е. в 5 раз. В начале 2020-го индекс стоимости морских перевозок WCI Drewry был в районе $2000 за FEU, в начале 2021-го он уже был примерно $5000, а к сентябрю уже превысил $10000 за FEU.

Но это далеко не всё. Мировая торговля более-менее восстановилась и даже превысила прошлые показатели — а вот инфраструктура за ней не успела. Уже писали о том, что порт Владивостока не справляется с колоссально возросшей нагрузкой, в результате чего обработка одного контейнера может затянуться на месяц. Пропускная мощность железных дорог, ведущих к порту, также уже не удовлетворяет запросам. Собственно, это и есть один из ключевых факторов модернизации БАМа и всего Восточного полигона.

Итогом мы имеем: рост цен на все виды перевозок со снижением скорости из-за инфраструктурной перегрузки. Как быть? По прогнозам аналитиков, данная ситуация будет наблюдаться и в наступившем 2022-м, и в последующих годах, особенно в России, которая сейчас находится в моменте модернизации транспортной инфраструктуры. Зная наши тенденции, никто не будет снижать стоимость перевозок, даже если тарифы по всему миру упадут, таков наш рынок. А раз растёт стоимость перевозок, то всё это будет закладываться в конечную цену товара, за которую платит потребитель.