Найти тему
Паисий Святогорец

Христос заповедал нам не заботиться о еде и одежде. То есть как — совсем не заботиться?

Архимандрит Епифаний Хаджиянгу, автор Толкования Символа веры и Толкования на Нагорную проповедь. Флорина, Греция, 2021
Архимандрит Епифаний Хаджиянгу, автор Толкования Символа веры и Толкования на Нагорную проповедь. Флорина, Греция, 2021

Христос продолжает:

Мф.6:25 Сего́ ра́ди глаго́лю ва́мъ: не пецы́теся душе́ю ва́­шею, что́ я́сте, или́ что́ пiе́те: ни тѣ́ломъ ва́шимъ, во что́ облече́теся. Не душа́ ли бо́лши е́сть пи́щи, и тѣ́ло оде́жди?

Мф.6:25 «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»

Простыми словами: «Поэтому Я говорю вам: не беспокойтесь и не переживайте о том, что вы будете есть, пить и во что одеваться. Разве жизнь не обладает достоинством большим, чем пища, а тело — ценностью большей, чем одежда?»

В прошлой беседе мы убедились, сколь много зла происходит от богатства и сребролюбия. А сейчас Господь, словами о житейских заботах хочет вырвать корень этой страсти— чрезмерное попечение, тревогу и переживания о материальных благах.

Вы читаете отрывок из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Толкование на Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа". Книга готовится к изданию, другие труды архимандрита Епифания и преподобного Паисия Святогорца по ссылке внизу. Будем рады вашим мнениям в комментариях

Чрезмерные житейские попечения, помимо духовного вреда, который причиняют человеку, наносят ему и психосоматический вред. Непрекращающийся стресс из-за неуверенности в материальном достатке приводит к подавленности, безысходности, разрушает психическое и физическое здоровье человека.

Поэтому Христос и говорит: «Люди, не беспокойтесь и не переживайте» ни о том, что будете есть и пить, ни о том, во что одеваться.

Для того, чтобы убедить нас, Господь использует определенные аргументы.

1) Он называет две основных потребности человека: в еде и в одежде. И спрашивает: «Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» Вы тревожитесь о том, что вы будете есть. Но скажите Мне: что обладает большим достоинством— жизнь или пища, с помощью которой эта жизнь поддерживается? Ну конечно же, жизнь. Однако, раз Бог дал вам высшее — жизнь, неужели Он не даст вам низшего — пищу?

И ещё. Что обладает большим достоинством: тело или одежда, в которую это тело одевается? Конечно, тело. Но раз Бог дал вам тело, которое ценнее одежды, то может ли Он не дать вам одежду, чтобы телу, которое Он вам дал, было тепло и удобно?

2) Второй аргумент, который использует Христос — чрезмерным житейским попечением ты ничего не добьёшься.

Мф.6:27 «Кто́ же от­ ва́съ пекі́йся мо́жетъ при­­ложи́ти во́зрасту сво­ему́ ла́коть еди́нъ?»

То есть, кто из вас, как бы он ни старался, сможет прибавить себе рост и стать на полметра выше? Никто. Следовательно, своими излишними попечениями и переживаниями вы ничего не добьётесь.

3) И, наконец, Господь приводит нам два ярких примера из мира физического.

Мф.6:26 «на пти́цы небе́сныя, я́ко не сѣ́ютъ, ни жну́тъ, ни собира́ютъ въ жи́тницы, и Оте́цъ ва́шъ небе́сный пита́етъ и́хъ. Не вы́ ли па́че лу́чши и́хъ есте́?»

«Посмотрите-ка, — говорит Господь, — на летающих в небе птиц. Они ведь не сеют в землю зёрна, они не собирают урожай и не складывают его в закрома, подобно вам, людям. И однако, ваш небесный Отец питает каждую из них». Бог никогда не позволил ни одной птице упасть на землю мёртвой от голода.

И если Он так заботится о небесных птицах, ценность которых мала, то разве Он может не позаботится о тебе, человек? Разве Он может позабыть о тебе и оставить тебя голодным? «Не вы́ ли па́че лу́чши и́хъ есте́». Разве вы не гораздо ценнее, чем птицы? Следовательно, несравненно больше, чем о птицах Бог позаботится о вас и даст вам потребное.

И второй пример:

Мф.6:28 И о оде́жди что́ пече́теся? Смотри́те кри́нъ се́лныхъ, ка́ко расту́тъ: не тружда́ют­ся, ни пряду́тъ:

Мф.6:29 глаго́лю же ва́мъ, я́ко ни Соломо́нъ во все́й сла́вѣ сво­е́й облече́ся, я́ко еди́нъ от­ си́хъ:

Мф.6:30 а́ще же сѣ́но се́лное, дне́сь су́ще и у́трѣ въ пе́щь вмета́емо, Бо́гъ та́ко одѣва́етъ, не мно́го ли па́че ва́съ, маловѣ́ри?

Простыми словами: и в отношении одежды, которая на ваших телах — зачем вы излишне беспокоитесь, тревожитесь и переживаете из-за неё? Посмотрите-ка на крины селные — на полевые цветы, о которых никто не заботится и не ухаживает. Эти цветы не трудятся и не прядут. И однако, уверяю вас, что даже сам царь Соломон, во всей своей царской славе и во всём своём величии, ни разу за всю свою жизнь не одевался настолько великолепно и изысканно, как одет самый смиренный из всех смиренных полевых цветов.

Сказав это, Господь завершает Свою мысль:

Если Бог, со стольким великолепием и красотой одевает полевые цветы — творения эфемерные, непрочные и недолговечные, сегодня цветущие, а завтра засохшие и брошенные в огонь, то разве Он не оденет прекраснее и великолепнее вас — маловеры?

«Если Бог столь изысканно украшает цветы, — спрашивает византийский богослов Евфимий Зигабен, — то насколько изысканней он оденет и украсит нас, существ разумных и одушевлённых, ради которых Он сотворил этот мир, послал в него пророков и отдал на распятие Своего Единородного Сына?»

Давайте обратим внимание на слово «маловеры». Христос называет маловерами людей, которые излишне беспокоятся и тревожатся о чём-то. И такие люди, действительно, маловеры. Если бы они веровали в Бога как подобает, доверяя Ему, то они бы не мучались тревогой и неуверенностью в завтрашнем дне.

Подробнее мы поговорим об этом в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Нажать и купить книги отца Епифания Хаджиянгу и преподобного Паисия Святогорца по цене издательства с быстрой и бесплатной доставкой

© Электронное издательство "Орфограф", 2021

Читайте книги архимандрита Епифания Хаджиянгу
Читайте книги архимандрита Епифания Хаджиянгу