2 ноября в Москве Второй кассационный суд общей юрисдикции оставил в силе решение Центрального районного суда города Твери, который отказал обществу "Мемориал" в иске о возращении на главное здание Тверского медицинского университета (ТГМУ) двух памятных досок, демонтированных в прошлом году по представлению прокуратуры.
Напомним, "Мемориал" пытается через суд вернуть на здание ТГМУ две памятные доски. Одна из них извещала о том, что в здании по адресу: ул. Советская, 4 ранее располагалось областное управление НКВД, где в 30-40-е годы ХХ века происходили политические репрессии. Вторая доска была польского происхождения и надпись на ней сообщала о том, что в здании УНКВД в 1940 году было уничтожено 6300 польских военнопленных.
Прокуратура Центрального района Твери провела проверку сведений, изложенных на мемориальных досках и не нашла фактического подтверждения указанной информации. В итоге, надзорный орган вынес представление об устранении нарушения федерального законодательства "о памятниках", поскольку согласно действующим в России нормам мемориальные объекты, подобные доскам на здании ТГМУ могут устанавливаться только на основании подтверждённых фактов. Такой фактуры и доказательств прокуратура не нашла и поручила городским властям с этим разобраться. В администрации Твери решили демонтировать доски с недостоверной информацией, после чего силами ГУК "УК Центрального района" 7 мая 2020 года доски были сняты.
Одну из них взял на хранение ТГМУ, другую – общественный деятель Максим Кормушкин, который позже передал доску на хранение в тверское отделение Фонда мира. Все эти обстоятельства вызвали гнев и ярость в рядах либеральной общественности Твери и Москвы. "Мемориал" и его сторонники организовали информационную волну: демонтаж был объявлен незаконным, а общественник Кормушкин обвинён в краже мемориальной доски.
Правовых последствий истерика либералов не имела и иметь не могла. Поэтому общество "Мемориал" обратилось в суд с гражданским иском, в котором требовалось вернуть доски на прежнее место. Причём мемориальцы требовали восстановить доски от ТГМУ, который к этому делу вообще не имел прямого отношения. В итоге, сначала Центральный районный суд Твери, а затем и Тверской областной суд, как высшая судебная инстанция региона, согласились с позицией прокуратуры и признали законность её требований.
"Мемориал" пошёл дальше и обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с тем же иском. Но и там посчитали, что доски со здания ТГМУ были сняты обоснованно и законно. Следующая инстанция – Верховный суд РФ, но пойдёт ли "Мемориал" туда пока не известно.
Такой вариант развития событий исключать нельзя, поскольку вопрос с памятными досками для "Мемориала" похоже является принципиальным. И совсем не по причине многолетней правозащитной деятельности. Ведь получается, если на памятных досках начала 90-х годов изложена недостоверная информация, то либеральная общественность врала все эти годы? Для современной Польши, которой принадлежит вторая памятная доска, это тоже не пустой звук. Тема судьбы более шести тысяч военнопленных из осташковского лагеря, которых якобы казнили в Калинине, является частью "катынской" тематики, а она объявлена краеугольным камнем польской идеологии "жертвенности и мученичества", на которой зиждется национальная идентификация поляков.
С другой стороны российская Фемида последовательно принимает юридически обоснованные мотивированные решения. "Мемориал", который в нашей стране официально признан иностранным агентом, имеет право их оспаривать. Польша (кто бы сомневался) будет гневаться и топать ножкой, когда в правовом поле РФ возникают решения, отличающиеся от приятной для неё позиции. Но, в России свои законы и их придётся соблюдать. Мемориальный произвол "святых 90-х", когда запросто можно было повесить любую мемориальную доску или увековечить несуществующее событие, надеемся, больше не повторится.