Очень давно, едва только попав в первый коллектив, я поняла, на чем в России стоит абсолютно все. На выдуманном посредственностями в собственных интересах правиле - умный, образованный, состоявшийся никогда якобы не должен заявлять о своих достоинствах. Более того, он должен вести себя самоуничижительно и рассчитывать, что его талант и его заслуги будут отмечены. Объясняется это тем, что, дескать, умного и достойного всегда заметят, что талант виден, а талантливого или образованного человека всегда отличает скромность.
На самом деле это правило придумано в интересах посредственностей, которые имеют шанс на успех только при условии, что более достойные всегда будут добровольно отходить на задний план и неизменно соглашаться с переделом мира и благ в пользу посредственностей. Это советский диктат, горе, доставшееся нам от 70 лет беспросветного торжества всевдопролетариата. Чтобы уговорить тогда человека молчать в ответ на бесстыжий выход на первый план неучей и бездарностей, его учили быть скромным.
Хорошо посредственности устроились: у нас до сих пор не принято честно о себе говорить, на том, собственно, и стоит вся система передела культуры, раздачи благ, в том числе в литературе: на внушении большим необходимости умалять себя, делаться маленьким, скромным в надежде, что объективная литсреда увидит тебя и честно оценит при условии, что ты будешь прятаться за спинами посредственностей и не высовываться. Все обратное они называют вызывающим бахвальством.
Надо мной смеются, когда я говорю, что написала хороший роман, лучше многих прочит. Это жертвы советской доктрины по затиранию лучших на задние ряды. Вот вы читатель, обыватель, у вас нет знаний безошибочно определить, кто в литературе хорошо пишет, кто вторичен, кто оригинален, вы не имеете времени все прочитывать и принимать решение, поэтому доверяетесь тем, кто за вас решает, что вам лучше читать. И вы привыкли к навязыванию вам посредственностей, к затиранию лучших в интересах второстепенных. Как быть? Если вас, грубо говоря, обвели вокруг пальца и заставили стыдить лучших, чтобы посредственностям освободилось место, и вы, не имея образования и компетенций, с легкостью поддались манипуляции, что делать тем, кто понимает, что он стал жертвой системного подлога, отстроенного более 100 лет назад?
Как называется конформистское самопринижение при наличии стойких данных к выходу на первый план? Все же догадываются, что где-то есть лучшие. Как, по вашему мнению, они должны себя вести?
Выдвигать вперед посредственностей в надежде, что вы конкретно, без образования и эрудиции, разглядите за спинами посредственности настоящих?
Это касается не только литературы, публичных профессий. В каком-нибудь офисе или на складе все устроено точно также: коллектив бесперспективных посредственностей внушает любому активному и компетентному своему коллеге, что тот не должен "выпячивать" свои заслуги, а должен молча ждать, пока руководство само его заметит. Тем временем, посредственные коллеги ловко присвоят его труды и достижения.
То же касается убежденности хамов в том, что культурный и образованный человек, якобы, никогда не заявит о своем воспитании и образовании, никогда не укажет на чужое дурное поведение, не вступит в спор, не разоблачит невежеством и, конечно, не станет отвечать грубостью на грубость. Мало вы видели таких хабалистых хамов, которые открыто, с матерками, наскакивают на интеллигентного человека, а как только он им отвечает, они верещат: "А еще образованный!" Знаете, почему так? Потому что 70 советских лет хаму внушали, что интеллигент обязан молчать в ответ на хамство "простого человека", чтобы этому самому человеку было приятней жить, не тянясь к знаниям и культуре.
Это совершенно наша черта, в которой много азиатского. В западной культуре самопринижение и заниженная самооценка не приветствуются. И там силен дух разоблачения самозванцев: если кто-то присваивает себе чужие труды, чужую славу, занимает не свое место, получает почести не по заслугам, его всегда разоблачают, общество считает это своим долгом, потому что понимает, что именно в расчищении пути для лучших - залог успеха всей популяции, которую не могут двигать посредственности. Если вместо лучших на первый план выходят посредственности, это всегда беда для всего общества. У нас это тоже рано или поздно поймут, мы западная страна и дорастем до этой нехитрой мудрости: лучше будет, только когда первые места будут занимать лучшие.