Найти в Дзене
Александр Г

Детектив с расследованием «минской посадки». Все больше встречных вопросов.

Оглавление

Нестыковки в эпизодах со злосчастным «боингом Протасевича» только накапливаются. В Ryanair, похоже, здорово просчитались в надежде на то, что многое в этой истории останется за кадром. Отнюдь. Белорусская сторона здорово впряглась в скрупулезное выяснение всех нюансов. И было заранее глупо предполагать, что пытаясь нанести масштабный вред этой стране, можно легко задвинуть ее на необходимый задний фон.

В истории с гостем от Ryanair все только начинается! И вот какие вопросы выросли за полгода после появления «главного предлога» для санкционного удара по Беларуси.

Перехват гражданского воздушного судна

-2

Соответствующим службам известно, что существует международная процедура после трагедии в Нью-Йорке 11 сентября. Ее ввели сами американцы для исполнения по всему миру. Эта стандартная инструкция предусматривает оперативное задействование военной авиации для пресечения попыток совершения теракта в воздухе.

Дежурный истребитель белорусских ВВС поднялся чуть более чем через 15 минут после получения угрожающего сообщения. Быстро. Если бы он помедлил или не вылетел вообще – это была бы другая сенсация для обсуждения в мире. И другой повод для санкций, в чем нет никаких сомнений.

Истребитель находился, самое близкое, за полсотни километров от Боинга Ryanair, когда тот уже снижался для захода на посадку. Визуальный контакт на таком расстоянии – это смешно. Однако в интернете распылили огромное количество фейков вроде того, что пилот истребителя чуть ли не махал ручкой испуганным пассажирам, прильнувшим к иллюминаторам.

-3

И те, кому интересно возиться с эффектной отсебятиной, до сих пор предпочитают именно такие «подробности». Лишь бы завестись от любой заведомо злобной чепухи.

Но правда, как обычно, скромнее и банальнее. Военный самолет, поднятый в соответствии с международными инструкциями, перехвата не осуществлял. Было лишь удаленное сопровождение. И о нем вообще не стоило упоминать широко. Однако информацию эту нужно было донести до нормальных людей, чтобы успокоить их в том, что все оказалось под должным контролем.

Итак, нет никаких иллюзий, что «вопрос о перехвате» - притянутый за уши кич, рассчитанный на дилетанта-пофигиста. А если по всей правде – то это полностью перевернутый с ног на голову информационный блеф. Ведь США должны были переполошиться именно из-за нерасторопности реагирования против террористов в небе. А террористами были объявлены адекватно действовавшие силы ПВО Беларуси. Опять детский сад.

Затягивание со временем

-4

Все, кто интересуется авиацией знают, что на гражданских самолетах имеются «черные ящики» - средства накопления данных об основных параметрах полёта. Среди прочего записываются и звуковое общение экипажа. Однако мало кто в курсе, что переговоры пилотов с диспетчерами сохраняются лишь где-то два часа.

«Самолет Протасевича» приземлился в минском аэропорту спустя час после начала событий с «принудительной посадкой». Казалось бы, Ryanair нужно было спешить сохранять все переговоры, обличающие белорусскую сторону. Однако, когда к вечеру, после снятия Протасевича с рейса, лайнер был готов к вылету, пошли непонятные задержки по инициативе пилотов.

Самолет начал руление со стоянки лишь спустя три часа после того, как ему разрешили взлет! Что послужило причиной добровольной задержки – до сих пор остается не выясненным.

Белорусское авиационное руководство уверено – это явно для того, чтобы сохранилось меньше звуковой информации, связанной со всем инцидентом.

Ведь, смотрите. Когда у той же авиакомпании позже произошла аналогичная посадка ее рейса в Германии, Rayanair тут же выслала за пассажирами другой самолет. Понятно, чтобы еще и не потерять данные по инциденту, вовремя прочитав их с накопителей.

Вопрос по реагированию экипажа на минирование

-5

Капитан борта Ryanair, выполнявшего регулярный пассажирский рейс Афины - Вильнюс, получает сообщение о минировании его самолета. В это время до самого Вильнюса оставалось меньше 80-ти километров, а до литовской границы - совсем ничего. И уже пора приступать к снижению.

Тем не менее, самолет получил угрожающее сообщение еще над территорией Беларуси и по инструкции ИКАО должен был следовать на ближайший аэродром. Этим аэродромом и оказался Национальный аэропорт Минск. Тут, вроде бы, все правильно.

Но есть наблюдение, что уже подлетая к литовской границе, борт Ryanair вовсе не собирался снижаться. Образуется картина, в которой руководство авиакомпании словно владело всей ожидаемой схемой полета. И в Вильнюсе наш Боинг пока не ждали!

Далее, если пилоту поступает информация о минировании воздушного судна, то в соответствии с правилами он должен приступить к максимально плавному снижению самолета. А что мы увидели? При подлете к минскому аэропорту, «лайнер Протасевича» стал садиться довольно резко, по самой крутой глиссаде. То есть, совсем не по инструкции для заминированного судна.

Покидание самолета пассажирами

-6

Как всем уже известно, когда рейс с Протасевичем развернули на Минск, в салоне среди некоторых пассажиров возникло определенное замешательство, переходящее в панику.

Такая обстановка на борту должна была побудить проводников к соответствующим действиям. Безусловно, что по профайлингу они обучены всем процедурам эвакуации. И после посадки, при угрозе взрыва, с напряжением в салоне, пассажиры должны быть эвакуированы как можно быстрее.

А что происходило с нашим Боингом? Видеорегистратор показывает, что высадка пассажиров осуществлялась весьма неспешно. Прошли долгие минуты, пока открыли двери, затем еще некоторое время до появления первых пассажиров, обыденно спускающихся по трапу. Все это противоречит сценарию, по которому у экипажа возникают реальные проблемы с угрозами взрыва и паники на борту.

«Забастовка» экипажа на стоянке

-7

Помните, как после высадки пассажиров и выявления Протасевича в этом рейсе, экипаж Боинга угрюмо затих в кабине? Белорусские спецы запросили тогда возможность опроса капитана, что вполне правомерно. Ведь он - главное ответственное лицо в решении о посадке лайнера в аэропорту Минска.

Но, судя по его поведению, это было не так. Командир, очевидно, лишь выполнял инструкции своей авиакомпании. В результате, экипаж оказался «глух» ко всему происходящему. А после получения разрешения на взлет, еще долго не спешил начать выруливание на полосу. Будто его растерянное руководство не могло выправить, наконец, алгоритм действий.

ИКАО: «расследуем – не расследуем»

-8

Пока не имеющие отношение к авиации политики фонтанировали обвинениями Беларуси в каких-то нарушениях, руководство ИКАО (а это и есть самое компетентное авиационное ведомство в мире) скоромно отмалчивалось.

Расследование инцидента начала именно белорусская сторона, адресовав затем ИКАО целые тома собранных материалов. Наконец, ИКАО как бы "перехватила инициативу", озвучив намерение разобраться, но сугубо для подтверждения обвинений «белорусского режима».

Затем последовала долгая пробуксовка с самой процедурой разбирательств. При этом белорусская сторона постоянно призывала сдвинуть с места «ход мысли», приглашая экспертов «в гости» и добывая для них все новые факты в этой истории.

ИКАО долго отделывалась невнятными отписками в прессе, пока, наконец не соизволила прибыть в этом октябре в Минск для резюмирования своих обвинительных выводов.

И вот, замороченная комиссия ИКАО прибыла в Минск. Но что дальше? Делегация просто проторчала несколько часов в аэропорту, выждала время, и не задав и не ответив ни на один существенный вопрос, улетела обратно.

Загадка главного пассажира-буяна

-9

Протасевич – последняя внятная придумка ИКАО. Из-за него, собственно, замутили все расследование. И был, наконец, предпринят визит ИКАО в Минск. Однако юный оппозиционер-экстремист неожиданно оказался совершенно не востребован в деле "своего же Боинга". Белорусская сторона настойчиво предлагала делегации опросить этого "главного свидетеля" в любое время визита. Но, последовал… отказ.

Предлог для отказа от встречи с Протасевичем - видимо в том, что он якобы уже зомбирован властью и не даст объективных показаний. Однако ведь самими экспертами ИКАО было заранее объявлено, что никто кроме Протасевича не сможет «пролить окончательный свет» на все происшествие. А «зомбирован» этот парень, по логике, должен быть уже как полгода. Так ради чего было ехать в Минск на встречу с основным свидетелем, которую к делу пришивать не собирались. Или отказались в последний момент? Принцип «посылки почтальона Печкина» получился.

Закрытие полетной зоны

-10

Здесь и вовсе ничего не срастается. Достаточно провести параллели с более серьезными событиями: когда, например, в Нагорном Карабахе шли боевые действия, небо над ним никто не закрывал. То же было и над Украиной во время вооруженного конфликта на Донбасе. Вплоть до трагедии с малайзийским Боингом.

Даже когда целенаправленно был сбит гражданский самолет в Иране, взорван террористами пассажирский борт над египетским Синаем, то воздушное пространство этих стран оставалось открытым для международных авиарейсов.

А взять разворот и принудительную посадку белорусского рейса в Киеве год назад? Ни одно европейское издание даже не заметило этого откровенного произвола украинских спецслужб. Какое там закрытие неба над Украиной!

Полосатый цинизм и издержки звездного легкомыслия

-11

Есть еще много вопросов, которые высвечивают целую совокупность проколов со стороны организаторов этой провокации.

В попытках накопать почву для санкций, США действуют действительно слишком фальшиво. Возможно, сказывается их привычка к пренебрежительному стилю в отношениях с более слабыми странами.

Тем не менее, с Беларусью США поступили откровенно мерзко, приказав европейцам закрыть воздушное пространство над ней для полетов всех гражданских лайнеров. С больной головы зацепили и Россию, предъявив ей «содействие терроризму в воздухе».

И все якобы из-за принудительной посадки самолета Ryanair в Минске. Ведь уже полгода в американских газетах это преподносится как главный повод для непрекращающихся санкций против Беларуси!

Быстро же некоторые чиновники забывают там свой 11 сентября, если не брезгуют такими дикими обвинениями для прикрытия варварских целей и недочетов собственных спецслужб...