Впечатления от южнокорейского сериала «Игра в кальмара», 2021 г.
Я не очень люблю идти в генеральном русле мейнстрима. Но к чужому мнению всегда прислушиваюсь. Потому южнокорейский сериал «Игра в кальмара» посмотрел. Но только сейчас.
Сразу скажу – я не ожидал, но сериал мне понравился.
Труднее объяснить – почему.
Ведь без очков понятно – такого быть не может, потому, что, такого не может быть никогда. Не смотря на весь подчёркнутый реализм происходящего, всё это нереалистично.
Всякие отсылки к Эшеру, Мунку и прочие «пасхалочки» только подчёркивают это. Однако зрителю тут легко мысленно согласиться и «принять правила игры» киношников. Мол, да, мы вам верим. Верим, что такое может быть.
В конце концов, что, в мире нет нищих неудачников, влезших в огромные долги и готовых на всё? В мире нет бесящихся с жиру богатеев, которые уж и не знают, чем себя развлечь? Что до конкретной реализации, в виде детских игр с летальным исходом… Мы же согласились, что верим в это.
К тому же, подано всё очень стильно. Красиво, чёрт побери. Все эти костюмы, маски, коридоры, лестницы, оформление… Антураж лишний раз показывает зрителю – наслаждайся визуальной (не только ей) феерией, просто прими наши правила, наше «фантастическое допущение» - что такое может быть. И мы, киношники, сделаем тебе, зритель, красиво. И страшно. И интересно. И увлекательно. Поиграем?
В игры играет, конечно, «быдло». «Паны» наблюдают, наслаждаются и ставки делают. Но тут не как в огромном количестве фильмов и романчиков на схожую тему. Тут не «контр страйк» на пересечённой местности, не война всех против всех. Именно что детские игры. С выбыванием проигравших. Игроки должны играть по правилам и никакого насилия друг к другу. Но вот море волнуется раз, вот море волнуется два, вот оно уже три – а кто потом не замер, тому пулю в лоб.
А кто пройдёт все шесть игр (размазанных в сериале на 9 серий длиной от 30 до 50 минут), получит главный приз. Дохреллион денег. И не обязательно победитель должен быть один. За каждого выбывшего сумма увеличивается, победители делят между собой. (Конечно, каждому хочется, чтоб конкурентов стало поменьше, и в итоге захапать всё себе. Но кто-то к этому идёт методом «пенопласта в проруби», авось сам поболтаюсь, а кто-то – целенаправлено. Устраняя мешающих, примазываясь к нужным, кидая отработанных).
Сериалу пеняют «кровавостью», хотя ничего, выходящего за пределы «упаковки кетчупа», нам не показывают. Никаких вам оторванных рук и ног, никаких кишок, волочащихся по полу и прочего месива. Ну, выстрелили, ну, лужа крови. Да и не смакуют это совершенно. Наоборот, скорее не акцентируют. (Хотя в сухом остатке народу покрошили на мотострелковый батальон).
Сериал восхваляют за вскрытие «социальных язв». Язв южнокорейского экономического и социального неравенства. (А «язвы» эти от общемировых трендов-то и не отличаются). Не знаю, не знаю… Учитывая некую гротескность «обёртки», я больше смотрел не на социальную сатиру, а на характеры и персонажей. И вот они мне понравились.
Некоторые комментаторы пишут, что актёры, мол, «пересаливают лицом». (Не знаю, придумал ли эту фразу Жванецкий, но говорил её Карцев, которого сдержанной мимикой не упрекнёшь). Пишут, что кривляются, мол, корейцы, орут, и всё такое прочее. (Тут можно вспомнить, что многие азиатские традиционные театры скорее похожи на классический древнегреческий, с воплями и масками, нежели на современный европейский театр). Вот не знаю, не знаю. Корейских фильмов и сериалов я до сих пор не видел практически ни одного, непривычен – и, тем не менее, никаких особых кривляний в глаза не бросилось. Да, немного другая культура общения (если не считать того, что язык вообще непривычен, и пишут, черти, иероглифами). Да, немного другая форма выражения эмоций – но ничего, что бросалось бы в глаза, что было бы неприятно. Наоборот, я думал будет гораздо хуже и «специфичней». Видимо тут сказалось то, что сериал сделан американской компанией Netflix – «подрихтовали» корейцев под «западное» восприятие.
Возвращаясь к людям, к персонажам. Вот они мне практически все понравились. Тут действительно нет «кристально чистых» и «замарано грязных» персонажей. За исключением, наверное, бандюка-уголовника. Ему, следуя реализму, никаких положительных черт не выдумали. (А образ получился такой смачный, что я его возненавидел даже за тысячи километров).
Из всех 456 игроков и, наверно, вдвое большего числа охраны и обслуги, нам выделяют и показывают десяток-полтора активных персонажей. И они более-менее индивидуальны и подробны. Их характеры, их взаимоотношения. Их эволюция, в конце концов. Вот главный герой (а он тут есть). В первой серии ничего, кроме брезгливого омерзения, этот персонаж не вызывает. Потом проявляются человеческие, вполне положительные черты, проступающие сквозь скорлупу сломленного человека. И начинаешь ему сочувствовать. Потом… Потом «зебра». И скорее не полосатая, а «серая». И уже не знаешь, что думать. Ведь «вот тот», ну конченная же мразь оказался. А «вот этот», вроде не такой плохой, но и хорошим не назовёшь. (Если честно, постфактум понимаешь, что там есть один «белый», почти незапятнанный персонаж. Но спойлерить не буду). Как там говаривал ведьмак Геральт? «Если приходится выбирать между одним злом и другим, я предпочитаю не выбирать вообще».
Вот я и не выбирал. Понимал, что основных персонажей будут показывать все девять серий и наслаждался их взаимоотношениями. Главный герой, бывший работник южнокорейского автомобильного завода, скатившийся в ничтожество игроман и тунеядец. Его школьный друг, гордость сеульских Мытищ, поднявшийся до «белого воротничка». Маразматичный старикан, помнящий «своё детство при Сталине», но забывающий, как его зовут. Северокорейская беженка, воровка и обманщица. Южнокорейская лахудра, скандалистка и интриганка. Урка среднего пошиба, с татухой под якудзу. Хирург, силой обстоятельств загрёбший на эти галеры. Таджикистанский Пакистанский гастарбайтер, плохо говорящий и плохо понимающий по-русски по-корейски. Полицейский, ради личного интереса полезший куда не просили… А ещё распорядитель игр, их, так сказать, технический глава. И ведущий игр – создатель-вдохновитель...
Подводя черту.
Концепция – фантасмагорична. Реализация – стильна и реалистична. Итог – прекрасен. Даже если вы не любите сериалы (а этот маленький и короткий, я за ночь посмотрел) – посмотрите. Не принимайте во внимание приземлённый реализм («отнять у охраны MP5, всех убить и украсть деньги»). Насладитесь характерами. Нет хороших людей и нет плохих людей. Есть обстоятельства. И, одновременно, нет «обстоятельств», есть хорошие люди и есть плохие люди. C'est La Vie
(Полная версия - в LiveJournal)
#кино #netflix сериалы #сериалы #южная корея #фильмы #драма #триллеры #дорамы #игра в кальмара #игры