Нет, я не буду, как в известном анекдоте писать про полстаграмм. Я вам расскажу про одного чудесного художника. Одилон Редон (1840-1916) Стилистически его творчество относят к символизму, более того, Редон считается чуть ли не первым символистом в живописи, по крайней мере одним из главных среди первых. Впрочем, всё это довольно условно, по крайней мере, для сегодняшней статьи имеет совсем небольшое значение. Ровесник Клода Моне (1840), Сислея (1839), Базиля, Ренуара, Берты Моризо (все 1841). Как видите, хронологически вполне мог стать импрессионистом, мог и салонным художником или реалистом (да мало ли направлений существовало в художественной жизни Франции тех лет). Но решил, как и Владимир Ильич «идти другим путём». Причём, взял сразу резко и круто. Фактически всю первую половину жизни Редон, если можно так сказать, иллюстрировал Бодлера. Не в прямом, конечно, смысле. Его работы были пронизаны тревогой, депрессией, тоской и отчаянием. Я даже не знаю, какую современную аналогию подобрать? Панк? Чернуха? Этот период творчестве Редона тоже весьма ценится специалистами, но мы сегодня не будем о нём. Не хочу и всё тут. Авторский канал. Имею право. Приведу одну работу, для контраста
Редон был «мрачнее тучи» примерно до 50 (лет, а не грамм). А потом вдруг произошла разительная перемена. Он стал совсем другим человеком. Как будто родился заново. Причём, здесь не было ни религиозного катарсиса, ни выдающегося психотерапевта. По крайней мере, об этом ничего не известно. Изменилось и творчество художника, оно стало совсем другим
Как видите, то, что (очень условно) можно назвать символизмом осталось. Но как преобразилось всё остальное! Появились краски. Художник начал работать сначала пастелью, а затем маслом. Причём, не просто краски, а яркая, насыщенная, словно состоящая из драгоценных камней палитра, вобравшая в себя как достижения импрессионизма, так и постимпрессионизма.
История мирового изобразительного искусства почти не знает случаев такого радикального преображения. Причём, считается, что такие вещи как скептицизм, разочарование в жизни, цинизм приходят с возрастом, что в юности человек ещё полон светлого оптимизма. Тут всё произошло ровно наоборот. Снова, для контраста – сравните две работы в галерее
Я больше всего ценю Редона как мастера волшебных сказок, грёз, сновидений (или просто видЕний). И пусть говорят, что это плохо, что это бегство от реальности, но они действительно уносят нас от зла, жестокости и пошлости этого мира, в мир волшебства, света и цвета, не прибегая при этом ни к сложным религиозным практикам, ни к одурманивающим веществам. Всё просто. Хочешь – смотри, созерцай, медитируй.
Кстати, не знаю, как вам, но мне кажется, что удивительный гений ХХ века – Марк Шагал многое взял от Редона
Что вы думаете по поводу произошедшей с художником метаморфозы и вообще, творчества Одилона Редона? Напишите в комментариях