Сегодня в нашем распоряжении имеется несколько выдающихся шедевров дворцово-паркового искусства – своеобразные осколки некогда великой империи, безвозвратно канувшей в прошлое. Каждый из них уникален и интересен по-своему, но есть один, который особенно выделяется своим характером и атмосферой – Павловский дворец.
Мне давно хотелось разобраться в чем кроется секрет его обаяния, понять, чем он так притягателен и почему оставляет такое сильное впечатление, не смотря на отсутствие нарочитой роскоши, помпезности и вычурности, которые в той или иной мере присущи всем императорским резиденциям. Наверное, время наконец-то пришло: сегодня я попытаюсь разобраться во всех самых-самых особенностях этого дворца и, может быть, все-таки сумею понять в чем кроется его секрет.
Для того, чтобы разобраться, мало просто побродить по залам дворца, нужно обратится к его истокам. Именно здесь мы сразу можем обнаружить некоторые особенности, которые в последствии стали играть ведущую роль в становлении «характера» дворца, определили путь его развития и во многом повлияли на возникновение той самой особенной атмосферы.
Территория, где сейчас располагается этот замечательный шедевр дворцово-паркового искусства, была подарена императрицей Екатериной II своему сыну в 1777г. Поводом к такому роскошному подарку стало рождение долгожданного наследника – будущего императора Александра I.
Наверное, Павел и его жена были рады такому подарку – появилась возможность обзавестись собственной резиденцией. Однако Екатерина, так любившая украшать Царское село и Петербург, жестко ограничила наследников в тратах и постоянно их попрекала за расходы, связанные с Павловском. Но в 1779 году она все-таки разрешила им прибегнуть к помощи своего любимого архитектора – Чарльза Камерона, - для строительства каменного дворца (до этого здесь были построены только деревянные здания).
С деятельностью этого энергичного шотландца связаны две ключевые особенности Павловска:
- - роскошный пейзажный парк в английском стиле, ставший одним из лучших образцов в истории развития садово-паркового искусства не только в рамках России, но и по общемировым стандартам. (Как считается, Ч. Камерон просто влюбился в природу Павловска, чем-то напоминавшую ему суровые просторы родной Шотландии, и решил создать нечто такое, что еще больше подчеркнуло бы ее величественную, холодную красоту).
- – неоклассический стиль (или неогреческий): Ч. Камерон, по сути, ничем и никем неограниченный (кроме финансовых затрат) решил сделать Павловск своим главным детищем, воплотив в нем все свои представления о прекрасном. А поскольку главной его страстью была античная культура, Павловский дворец по его воле фактически превратился в настоящий «приют муз и граций»…
Единство стиля, созданное Ч.Камероном, сохранилось в Павловске и поныне. Не смотря на последующую смену архитекторов, ни один из них не нарушал этой традиции. Не случайно даже сейчас при посещении дворца создается впечатление о том, что он целостный, единый: в памяти остаются ни отдельные комнаты, а некий общий образ – впечатление.
За счет господства неоклассического стиля в декоративных элементах дворца преобладают спокойные цвета и оттенки, лаконичные архитектурные элементы и классическая скульптура. Все вместе это способствует созданию спокойной, умиротворяющей обстановки, в которой можно жить (такое впечатление не появляется ни в Петергофе, ни в Екатерининском дворце – там столько декора и нарочитой роскоши, что общая атмосфера, кажется какой-то давящей, удушающей – жить в таких помещениях просто невозможно).
Это последнее чувство особенно ярко ощущается в Павловске – он все время кажется живым, настоящим. Создается впечатление, что его буквально вчера покинули обитатели, но в уютных залах все еще хранится атмосфера их дружной и спокойной жизни…
Подобное чувство вовсе не случайно: Павел и Мария Федоровна, до начала своего краткого императорства очень любили друг друга и свой небольшой дворец, более того, им были абсолютно созвучны идеи Ч.Камерона, стремившегося воплотить в Павловске архитектурные особенности итальянских дворцов – вил Палладио.
Так, пока он проектировал и строил дворец, пытаясь совместить в нем итальянское изящество и представления о русской национальной усадьбе (вот откуда у Павловска появилась его форма в виде подковы: центральный трех-этажный дом и две отходящие от него полукруглые галереи – так Ч.Камерон воплотил свое «видение» традиционного русского усадебного дома с пристроенными к нему по бокам «службами»), его заказчики под именем графов Северных путешествовали по Европе и скупали для своей маленькой резиденции лучшие образцы западноевропейского искусства: живопись, скульптуру, гобелены, предметы декора…
Самым ценным из последних до сих пор считается туалетный набор, изготовленный на Севрской мануфактуре специально в качестве подарка короля и королевы Франции, Людовика XVI и Марии-Антуанетты, будущим императорам Российской империи – Павлу I и Марии Федоровне.
Особенность этого набора заключается в том, что он изготавливался в технике ювелирного фарфора (накладной эмали, когда маленькие кусочки цветных эмалей крепились на золотую основу), в которой на Севрской мануфактуре работали всего 3 или 4 года. И в настоящий момент он является самым большим сохранившимся комплектом изделий, созданных в этой технике.
(Это первое сокровище в коллекции Павловского дворца, о втором я расскажу в другой статье, посвященной отдельной, постоянной и моей любимой выставке в этом музее).
К сожалению, в 1783 году случился переломный момент в истории дворца, также коренным образом изменивший его судьбу и предопределивший его специфику. В этот год у Павла родился третий ребенок – первая дочь Александра, - и Екатерина на радостях подарила ему Гатчинский дворец, который впоследствии стал любимым детищем Павла I и «позаимствовал» значительную часть тех предметов искусства, которые он и его жена привезли из своего путешествия в Европу.
Павловск же, несмотря на то что с 1790 г. считался официальной резиденцией наследника, оказался на полном попечении его супруги – будущей императрицы Марии Федоровны.
О личности этой своеобразной женщины речь идет также в отдельной статье, все, что важно нам знать сейчас, так это то, что именно Мария Федоровна сыграла главную роль в формировании облика Павловска как дворцово-паркового ансамбля. Она страстно любила этот дворец, ведь с ним были связаны лучшие годы ее жизни – те, когда любовь мужа к ней была безраздельна, когда их маленький семейный кружок оставался вдали от императорского двора, наполненного блеском роскоши и хитросплетением интриг.
Не случайно, что после смерти мужа, она навсегда поселилась в этом дворце, сделав его своей резиденцией, а после страшного пожара 1803 года постаралась абсолютно точно восстановить все разрушенные постройки и убранство залов (эти работы она после долгих раздумий поручила А.Н. Воронихину).
Благодаря ей в декоре Павловского дворца появился «культ цветов»: с любовью и уважением относясь к идеям и задумкам Ч. Камерона, воплотившего в парадных залах дворца эстетические идеалы античности с поправками на неоклассицизм, она все частные, домашние помещения старалась наполнить изображениями цветов.
Вместе с цветами в мир Павловска незаметно и скрытно проникали и другие декоративные изящные безделушки, и элементы с «женским» характером. Чего только стоят хрупкие капельки хрусталя, тут и там украшающие бесчисленные светильники и люстры Павловского дворца, подобно застывшим струям сказочных фонтанов (люстры в Павловске – это вообще отдельный вид искусства, которому на канале посвящены две отдельные галереи (№1 и № 2)).
Наверное, именно благодаря личности этой женщины, не расстававшейся со своим драгоценным детищем вплоть до самой смерти в 1828 году, и связана главная загадка Павловска – его доброе, ласковое очарование, присущее любому дому, где обитает дружная семья, или просто чистая, бесхитростная любящая душа.
В качестве других особенностей Павловска в заключении стоит отметить следующие:
- - это был первый парк в России, созданный полностью исключительно в английском стиле;
- - это императорская резиденция, построенная за самый короткий срок, на самые скромные средства;
- - это едва ли не единственный дворец российской империи, где до сих пор практически все элементы обстановки и декора находятся на своих исторических местах;
- - это была первая полностью восстановленная после второй мировой войны резиденция российских императоров, где фактически прошли обучение все будущие реставраторы послевоенного Ленинграда (восстановительные работы проводились с 1944 по 1978 гг. также исключительно полностью под руководством женщины – Анны Ивановны Зеленовой, которая была назначена директором Павловского музея незадолго перед началом войны – в 1941г. И поскольку именно она также руководила и эвакуационными мероприятиями, именно ей мы во многом обязаны сейчас тем, что имеем возможность наблюдать целостный исторический ансамбль).
Но главное, что отличает этот дворец, и то, в чем, как мне думается, кроется его основной секрет, — это то, что в отличие от большинства остальных он задумывался и создавался ни как шедевр, призванный ослепительной роскошью подчеркнуть статус и положение своих хозяев, а как резиденция для жизни любящей семьи.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Другие статьи канала на схожую тему: