Найти тему
Чебыкина FM

Шедевр киноинженерии. Единственный в мире фильм, снятый 1 кадром без склейки при монтаже

Оглавление


К непрерывности изображения в кинематографе стремились многие кинорежиссеры, например Александр Довженко и Андрей Тарковский, но воплотить в жизнь эту задумку технически смог в 2001 году только российский Александр Сокуров в фильме "Русский ковчег".
Абсолютно уверена в том, что эта картина войдет в мировые учебники по кинематографии.

По решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова внесено в список ста лучших режиссеров мира!

Очень жаль, что в России этот фильм шел в прокате всего в 2 кинотеатрах, а вот в Америке пользовался огромной популярностью и собрал 1,8 млн долларов США!

Сюжет

В самом начале "Русского ковчега" мы переносимся в заснеженный Петербург к Эрмитажу и начинаем путешествие сквозь три столетия.

"Русский ковчег" - это своего рода машина времени, с помощью которой в хронологическом порядке мы видим сцены из жизни Петра I, Екатерины II, Пушкина, Николая II и проживаем историю государства до блокады Ленинграда.

Николай II с семьей
Николай II с семьей

Уникальность съемок

Снять полностью фильм с 1 кадра - титанический труд. Если кто-то из актеров невовремя войдет/выйдет из кадра или оператор упадет, то придется начинать всю съемку с самого начала.

Сокуров отказался от записи фильма на кассетах, так как понял, что ему нужно не компрессированное (сжатое изображение), а буквальное "живое". Компрессированное изображение при переводе на кинопленку не давало необходимого качества.

Американская компания Director’s Friends  согласилась создать мобильный компьютер с большим запасом энергообеспечения, чтобы можно было работать непрерывно в течение 1,5 часов. Съемочный механизм состоял из камеры, компьютера и профессиональной системы записи звука. От этого компьютера камера должна была получать питание, потому что ни одна камера не смогла бы непрерывно работать столь продолжительное время. К компьютеру добавлялась еще система батарей. В итоге аппарат весил 21 килограмм.

Компьютер с жёстким диском, закреплённый на спине ассистента оператора
Компьютер с жёстким диском, закреплённый на спине ассистента оператора

Как правило, оператор, который работает на системе стендикам непрерывно снимает не более 10 минут, затем ему необходим отдых из-за тяжести оборудования.

Вес стабилизирующего оборудования, которое было надето на оператора во время съемок "Русского ковчега" составлял 30 кг, а ведь с ним необходимо было перемещаться во время всего периода съемки.
На такую авантюру решился только 1 оператор - Тильман Бюттнер. За время съемок ему пришлось пройти 1,3 км с этим весом.

Тильман Бюттнер во время съемок
Тильман Бюттнер во время съемок

Температура в Петербурге в день съемок была минус 27 градусов. Перед окнами Эрмитажа установили большие металлические леса высотой 10 метров, на эти леса нужно было поставить осветительные приборы. У съемочной группы не было понимания, как европейские приборы поведут себя в условиях такой температуры на улице и когда они отключатся.

По линии всего Эрмитажа была выстроена колонна электростанций, которые обеспечивали питание приборов!

Алехандро Гонсалес Иньярриту (мексиканский режиссер, лауреат премии "Оскар") тоже хотел с 1 кадра снять в 2014 году фильм "Бёрдмэн". Но это ему не удалось - потребовалось около 100 склеек при монтаже!

Кадры из фильма

Валерий Гергиев в роли дирижера на балу
Валерий Гергиев в роли дирижера на балу
Кадр из фильма "Русский ковчег"
Кадр из фильма "Русский ковчег"
Кадр из фильма "Русский ковчег"
Кадр из фильма "Русский ковчег"
Кадр из фильма "Русский ковчег"
Кадр из фильма "Русский ковчег"

Интересные факты

  • Хронометраж фильма 1 час 27 минут
  • Картину удалось снять с 3 попытки, а репетиции заняли 7 месяцев
  • До «Русского ковчега» в больших музеях, которые являются национальным достоянием, никогда и нигде в мире не проводились большие масштабные съемки
  • В массовке снялось около 1000 человек
  • Одним из вариантов названия фильма был "Ватерлоо", обозначавший некую баталию
  • Перед съемками оператор, носивший на себе 30-килограммовое оборудование 2 месяца занимался тяжелой атлетикой, чтобы выдержать такую нагрузку
  • Специально для съемок директор музея разрешил снять лазерную охрану с картин Эль Греко, Леонардо и Рембрандта.

Мнения экспертов о фильме

Стивен Спилберг: «„Русский ковчег“ — один из моих любимых фильмов. Это 95-минутная картина, снятая одним кадром в музее Санкт-Петербурга. Не знаю, видели ли вы её, но к ней обязательно надо обратиться. Один кадр! Всего три дубля!…».

Алехандро Гонсалес Иньярриту: «„Русский ковчег“ я просто обожаю. Я едва ли не плакал в финале картины, настолько она прекрасна»

Джонатан Розенбаум: «Одно из самых поразительных технических достижений в истории кинематографа. Мы ещё только начинаем постигать его грандиозный масштаб».

Конечно, создавая этот фильм, мы очень рисковали. Мы были счастливы, когда мы выключили камеру. Потом многие подходили ко мне и говорили: ну, берегитесь, теперь все начнут снимать одним кадром. Но я думаю, что этот прием — съемку одним кадром — нужно оправдывать эстетической идеей. Сам по себе прием ничего не стоит. Я сделал этот фильм, потому что я безумно люблю Эрмитаж. Но главное, что я понял в процессе съемок этого фильма: никогда не пытайтесь победить время. Из этого ничего не получится. И беда тому, кто попытается это сделать.
А. Сокуров

Каждый раз, посещая Эрмитаж, я вспоминаю этот фильм и на некоторое время сама становлюсь его главной героиней: захожу туда в 1700-х годах и выхожу в 21 веке.

А какие исторические фильмы нравятся вам?

#кино #сокуров #русский ковчег