К непрерывности изображения в кинематографе стремились многие кинорежиссеры, например Александр Довженко и Андрей Тарковский, но воплотить в жизнь эту задумку технически смог в 2001 году только российский Александр Сокуров в фильме "Русский ковчег".
Абсолютно уверена в том, что эта картина войдет в мировые учебники по кинематографии.
По решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова внесено в список ста лучших режиссеров мира!
Очень жаль, что в России этот фильм шел в прокате всего в 2 кинотеатрах, а вот в Америке пользовался огромной популярностью и собрал 1,8 млн долларов США!
Сюжет
В самом начале "Русского ковчега" мы переносимся в заснеженный Петербург к Эрмитажу и начинаем путешествие сквозь три столетия.
"Русский ковчег" - это своего рода машина времени, с помощью которой в хронологическом порядке мы видим сцены из жизни Петра I, Екатерины II, Пушкина, Николая II и проживаем историю государства до блокады Ленинграда.
Уникальность съемок
Снять полностью фильм с 1 кадра - титанический труд. Если кто-то из актеров невовремя войдет/выйдет из кадра или оператор упадет, то придется начинать всю съемку с самого начала.
Сокуров отказался от записи фильма на кассетах, так как понял, что ему нужно не компрессированное (сжатое изображение), а буквальное "живое". Компрессированное изображение при переводе на кинопленку не давало необходимого качества.
Американская компания Director’s Friends согласилась создать мобильный компьютер с большим запасом энергообеспечения, чтобы можно было работать непрерывно в течение 1,5 часов. Съемочный механизм состоял из камеры, компьютера и профессиональной системы записи звука. От этого компьютера камера должна была получать питание, потому что ни одна камера не смогла бы непрерывно работать столь продолжительное время. К компьютеру добавлялась еще система батарей. В итоге аппарат весил 21 килограмм.
Как правило, оператор, который работает на системе стендикам непрерывно снимает не более 10 минут, затем ему необходим отдых из-за тяжести оборудования.
Вес стабилизирующего оборудования, которое было надето на оператора во время съемок "Русского ковчега" составлял 30 кг, а ведь с ним необходимо было перемещаться во время всего периода съемки.
На такую авантюру решился только 1 оператор - Тильман Бюттнер. За время съемок ему пришлось пройти 1,3 км с этим весом.
Температура в Петербурге в день съемок была минус 27 градусов. Перед окнами Эрмитажа установили большие металлические леса высотой 10 метров, на эти леса нужно было поставить осветительные приборы. У съемочной группы не было понимания, как европейские приборы поведут себя в условиях такой температуры на улице и когда они отключатся.
По линии всего Эрмитажа была выстроена колонна электростанций, которые обеспечивали питание приборов!
Алехандро Гонсалес Иньярриту (мексиканский режиссер, лауреат премии "Оскар") тоже хотел с 1 кадра снять в 2014 году фильм "Бёрдмэн". Но это ему не удалось - потребовалось около 100 склеек при монтаже!
Кадры из фильма
Интересные факты
- Хронометраж фильма 1 час 27 минут
- Картину удалось снять с 3 попытки, а репетиции заняли 7 месяцев
- До «Русского ковчега» в больших музеях, которые являются национальным достоянием, никогда и нигде в мире не проводились большие масштабные съемки
- В массовке снялось около 1000 человек
- Одним из вариантов названия фильма был "Ватерлоо", обозначавший некую баталию
- Перед съемками оператор, носивший на себе 30-килограммовое оборудование 2 месяца занимался тяжелой атлетикой, чтобы выдержать такую нагрузку
- Специально для съемок директор музея разрешил снять лазерную охрану с картин Эль Греко, Леонардо и Рембрандта.
Мнения экспертов о фильме
Стивен Спилберг: «„Русский ковчег“ — один из моих любимых фильмов. Это 95-минутная картина, снятая одним кадром в музее Санкт-Петербурга. Не знаю, видели ли вы её, но к ней обязательно надо обратиться. Один кадр! Всего три дубля!…».
Алехандро Гонсалес Иньярриту: «„Русский ковчег“ я просто обожаю. Я едва ли не плакал в финале картины, настолько она прекрасна»
Джонатан Розенбаум: «Одно из самых поразительных технических достижений в истории кинематографа. Мы ещё только начинаем постигать его грандиозный масштаб».
Конечно, создавая этот фильм, мы очень рисковали. Мы были счастливы, когда мы выключили камеру. Потом многие подходили ко мне и говорили: ну, берегитесь, теперь все начнут снимать одним кадром. Но я думаю, что этот прием — съемку одним кадром — нужно оправдывать эстетической идеей. Сам по себе прием ничего не стоит. Я сделал этот фильм, потому что я безумно люблю Эрмитаж. Но главное, что я понял в процессе съемок этого фильма: никогда не пытайтесь победить время. Из этого ничего не получится. И беда тому, кто попытается это сделать.
А. Сокуров
Каждый раз, посещая Эрмитаж, я вспоминаю этот фильм и на некоторое время сама становлюсь его главной героиней: захожу туда в 1700-х годах и выхожу в 21 веке.
А какие исторические фильмы нравятся вам?
#кино #сокуров #русский ковчег