Найти тему
Gorod-812

Это что-то новое: в Петербурге вышел журнал о кроссовках

Считается, что новым поколениям бумажные издания не нужны, поэтому печатная пресса и умирает. Бакалавр факультета филологии НИУ ВШЭ Дина Тороева это опровергает – она выпустила бумажный журнал «First Soupe». Он о кроссовках и не только, об уличной культуре вообще.

Поговорили с Диной Тороевой: появление бумажного журнала – случайность или новый тренд?

Дина Тороева
Дина Тороева

– С чего вдруг пришла мысль сделать бумажное издание – потому что захотелось получить материальное доказательство ваших трудов? Или другие мотивы?

– Мне кажется, что сейчас люди скучают по бумажным изданиям. По крайней мере, я из их числа. Сейчас многие проекты существуют исключительно в социальных сетях: это эффективнее для продвижения. Интересный материал может попасть в чужую ленту новостей, потому что кто-то из друзей его прокомментировал или добавил к себе. Но у соцсетей есть минус: материал как возник в вашей ленте, так оттуда и сгинул, затерялся среди тысяч других инфоповодов.

В то время как лента новостей представляет собой бесконечную мешанину, бумажный номер журнала можно сделать концептуально. Думаю, он запомнится больше, чем разрозненные посты: например, первый номер своего журнала «First Soupe» я определила как «Хип-хоп. Мэйнстрим. Кроссовки».

Еще – мало социальных сетей позволяют публиковать объемные материалы. А те, что есть, не кажутся мне удобными: например, Telegram или VK. В бумажном журнале можно расписаться хоть на 500 страниц, добавить картинки, сделать интересную верстку. Мне скажут – то же самое можно сделать на сайте, но опять же ссылку на сайт люди обычно видят в ленте новостей и быстро забывают. Еще важно, что бумажный журнал – это материальное доказательство существования русскоязычной сникер-культуры.

– Сникер-культура – это все про кроссовки?

– Да, это культура, которая с ними связана. Многие думают, что кроссовки – это исключительно индустрия и потребление, но на самом деле в этой сфере есть своя история, свои мифы и свои дискуссии. Другое дело, что это культура, в основном, материальная, а история любой материальной культуры некоторыми людьми мыслится как ерунда: ну как всерьёз можно обсуждать какие-то там кроссовки? Хотя историю костюмов давно изучают всерьёз. Или историю спорта. Или историю моды. Или феномен коллекционирования. Кроссовки – про всё перечисленное. Я описываю мой журнал «First Soupe» как «журнал об уличной культуре и кроссовках», чтобы затрагивать больше интересных тем, но кроссовки все же занимают центральное место.

– Читатели у вас какого возраста, пола, статуса? Зачем это им?

– Мой блог в Инстаграме, на основе которого и был сделан журнал, читают в основном молодые мужчины от 18 до 35 лет. Сейчас стало больше девушек, которые меня читают, но их процент редко достигает 25.

Это люди, которые увлекаются кроссовками, уличной культурой, спортом, хип-хопом. Они необязательно фанатичные потребители, которые импульсивно скупают пары на каждом дропе.

– А что такое дропы?

– Система дропов — это выпуск эксклюзивных кроссовок в ограниченном количестве. На перепродаже таких кроссовок при желании можно заработать хорошие деньги. И, если что, сникерхедов часто представляют именно как людей, которые хвастаются дороговизной своих пар и их количеством. Но сникер-культура – далеко не только про потребление и тем более не про хвастовство.

– А сникерхеды – это кто?

– Сникерхед – человек, увлекающийся кроссовками. Иногда так называют людей, которые коллекционируют пары, но, на мой взгляд, это слишком узко, и для того, чтобы считать себя сникерхедом, необязательно иметь целые комнаты или даже квартиры, чтобы хранить там дорогие кроссовки.

В коллекции DJ Khaled порядка      10 тысяч пар кроссовок (стоимость пар, которые хранятся в комнате на фото,      оценивается примерно в 8 миллионов долларов)
В коллекции DJ Khaled порядка 10 тысяч пар кроссовок (стоимость пар, которые хранятся в комнате на фото, оценивается примерно в 8 миллионов долларов)

Думаю, что большинство моих читателей – это сникерхеды. И думаю, что у многих из них очень много кроссовок. Но всё же это люди, которые хотят не столько потреблять, сколько глубже погрузиться в интересующую их культуру с помощью артефактов. А кроссовки – это часто сложный и многослойный артефакт. Например, недавно бренд Nike переиздали кроссовки Air Jordan 3 с изображением красной линии на подошве. Дело в том, что в 1988 году в таких же кроссовках самый известный баскетболист в мире Майкл Джордан забил мяч с линии штрафного броска в конкурсе NBA Slam Dunk Contest. Этот его данк стал культовым.

Штрафная полоса на кроссовках
Штрафная полоса на кроссовках

  • Данк Джордана в 1988 году
Майкл Джордан в Air Jordan 3
Майкл Джордан в Air Jordan 3

Человек, который купит себе эту пару или хотя бы хочет ее купить, знает, что эти кроссовки – не просто обувь, а баскетбол – не просто спорт. Это самостоятельный нарратив в новейшей истории США об успехе и престиже (как правило, это «черный» нарратив, но он повлиял и на белое население, а потом и вовсе распространился за пределы Штатов). В журнале есть текст на эту же тему «Может ли спортивное джерси учить истории?» Ильи Гордона. В нем говорится, что часто спортивный стиль воспринимают слишком буквально, забывая о культуре.

Так вот: мои читатели – это люди, для которых главное в кроссовках и одежде – это все же история и культура, а не утилитарные характеристики.

Дальше – тут.