В прошлой статье мы начали рассматривать такое свойство асфальтобетона как сегрегируемость. Мы описали, что это такое и какая бывает сегрегируемость асфальта, рассказали о ее причинах и механизмах. Сегодня мы поговорим о том, как с ней можно бороться.
Итак, сегрегация асфальтобетонной смеси может существенно снизить качество готового дорожного покрытия. Поэтому специалисты в области дорожного строительства всех стран бьются над решением этой проблемы.
Способы борьбы с разделением АБС можно представить в виде трех основных этапов:
- Подготовительного
- Приготовления смеси
- Погрузки, транспортировки и выгрузки смеси
Давайте поговорим о каждом из них подробнее.
Подготовительный этап
Борьба с сегрегацией будущего асфальта начинается еще до производства самой смеси.
Она подразумевает:
- Подбор технологичного соотношения компонентов АБС
- Правильное хранение минерального сырья
Этот этап определяет, сколько сил придется потратить на сохранение однородности материала в ходе всех последующих операций. Ведь если изначально спроектировать состав, склонный к сегрегации, то потом он доставит много головной боли.
При выборе наполнителя опираются на два главных принципа:
- Смеси с прерывистым зерновым составом, в которых отсутствуют некоторые фракции наполнителя, более склонны к сегрегации
- Щебень и отсев менее склонны к сегрегации, чем гравий и природный песок
То есть при проектировании смесей обычно отдают предпочтение дробленому наполнителю с непрерывным зерновым составом. Но иногда от этого правила отступают. Например, если речь идет о строительстве особо прочных асфальтов – такие укладывают из смесей с 75% щебня в составе и минимальным содержанием мелких фракций. Еще один пример отступления – если в регионе нет качественного щебня и его приходится заменять гравием.
В таких случаях сегрегируемость понижают за счет дополнительных модификаций:
- Увеличивают содержание битума на 0,2-0,3% от массы наполнителя
- Вносят стабилизирующие добавки: полимерное, целлюлозное и другое волокно
- Используют активированный минеральный порошок
Такие меры позволяют получить сбалансированные составы, в которых соблюдаются требования как к физико-механическим, так и к технологическим характеристикам асфальта.
При складировании минерального сырья следует придерживаться таких рекомендаций:
- Фракции наполнителя должны храниться раздельно
- Минеральные материалы на складе должны лежать ровными горизонтальными слоями или кучками с небольшим уклоном
- Перед подачей в сушильный барабан сырье желательно перемешать
При соблюдении этих правил снижается вероятность фракционной сегрегации на последующих этапах производства.
Приготовление смеси
Дозированный в соответствии с рецептом и высушенный наполнитель поступает в асфальтосмеситель, где соединяется с разогретым битумом.
Здесь используются два вида установок:
- Гравитационные со свободным перемешиванием
- Лопастные с принудительным перемешиванием
Выше мы уже отмечали, что при вращении барабана наблюдается сегрегация зернистых смесей. Поэтому в последнее время предпочтение отдается второму типу. В них материал замешивается не за счет свободного падения, а при помощи вращающихся лопастей. На выходе получается более качественный асфальтобетон.
Не последнюю роль здесь играет и время работы установки.
Вот какие режимы перемешивания рекомендуются для разных видов асфальта:
Нарушение технологии приготовления АБС приводит к появлению беспорядочной сегрегации в дорожном покрытии.
Погрузка, транспортировка и выгрузка смеси
На последнем этапе технологического процесса принимаются меры по борьбе сразу с двумя видами сегрегации: фракционной и температурной.
Опасность зернового расслоения АБС возникает при засыпке материала в накопительные бункеры и кузов самосвала, а также в ходе транспортировки – из-за тряски машины.
Для его предотвращения нужно соблюдать такие правила:
- Нельзя выгружать АБС с высоты более 2 м
- Смесь следует выгружать единой массой, а не высыпать постепенно
- При погрузке в бункер или самосвал следят за тем, чтобы не образовывалась конусообразная куча материала
- Кузов самосвала должен создавать минимум вибрации при движении
- При перевозке литых АБС используется транспорт с дополнительным оборудованием для постоянного перемешивания смеси
- Перед погрузкой смеси в асфальтоукладчик ее следует дополнительно перемешать (лопатой или с использованием машины-перегрузчика)
Принимаются также меры по защите смеси от слишком быстрого охлаждения.
Методические и нормативные документы предписывают:
- Обеспечить теплоизоляцию или подогрев кузова (это правило носит обязательный характер для литого асфальта и рекомендательный – для других видов смесей)
- Накрыть кузов плотным пологом для защиты материала от ветра и осадков
- Максимально сократить время транспортировки и простоя на месте проведения работ
Применение мер по борьбе с сегрегацией на всех этапах производства позволяет получить качественный и однородный материал. А из него, в свою очередь, можно уложить действительно прочный и долговечный асфальт.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #сегрегируемость асфальта #сегрегируемость #сегрегируемость асфальтобетона #свойство сегрегации #полезные советы