Найти тему
Грунтовозов

Способы борьбы с сегрегацией асфальтобетонной смеси

Оглавление

В прошлой статье мы начали рассматривать такое свойство асфальтобетона как сегрегируемость. Мы описали, что это такое и какая бывает сегрегируемость асфальта, рассказали о ее причинах и механизмах. Сегодня мы поговорим о том, как с ней можно бороться.

Неуплотненный асфальт
Неуплотненный асфальт

Итак, сегрегация асфальтобетонной смеси может существенно снизить качество готового дорожного покрытия. Поэтому специалисты в области дорожного строительства всех стран бьются над решением этой проблемы.

Способы борьбы с разделением АБС можно представить в виде трех основных этапов:

  1. Подготовительного
  2. Приготовления смеси
  3. Погрузки, транспортировки и выгрузки смеси

Давайте поговорим о каждом из них подробнее.

Подготовительный этап

Борьба с сегрегацией будущего асфальта начинается еще до производства самой смеси.

Она подразумевает:

  • Подбор технологичного соотношения компонентов АБС
  • Правильное хранение минерального сырья

Этот этап определяет, сколько сил придется потратить на сохранение однородности материала в ходе всех последующих операций. Ведь если изначально спроектировать состав, склонный к сегрегации, то потом он доставит много головной боли.

При выборе наполнителя опираются на два главных принципа:

  1. Смеси с прерывистым зерновым составом, в которых отсутствуют некоторые фракции наполнителя, более склонны к сегрегации
  2. Щебень и отсев менее склонны к сегрегации, чем гравий и природный песок

То есть при проектировании смесей обычно отдают предпочтение дробленому наполнителю с непрерывным зерновым составом. Но иногда от этого правила отступают. Например, если речь идет о строительстве особо прочных асфальтов – такие укладывают из смесей с 75% щебня в составе и минимальным содержанием мелких фракций. Еще один пример отступления – если в регионе нет качественного щебня и его приходится заменять гравием.

В таких случаях сегрегируемость понижают за счет дополнительных модификаций:

  • Увеличивают содержание битума на 0,2-0,3% от массы наполнителя
  • Вносят стабилизирующие добавки: полимерное, целлюлозное и другое волокно
  • Используют активированный минеральный порошок

Такие меры позволяют получить сбалансированные составы, в которых соблюдаются требования как к физико-механическим, так и к технологическим характеристикам асфальта.

При складировании минерального сырья следует придерживаться таких рекомендаций:

  • Фракции наполнителя должны храниться раздельно
  • Минеральные материалы на складе должны лежать ровными горизонтальными слоями или кучками с небольшим уклоном
  • Перед подачей в сушильный барабан сырье желательно перемешать

При соблюдении этих правил снижается вероятность фракционной сегрегации на последующих этапах производства.

Приготовление смеси

Дозированный в соответствии с рецептом и высушенный наполнитель поступает в асфальтосмеситель, где соединяется с разогретым битумом.

Здесь используются два вида установок:

  • Гравитационные со свободным перемешиванием
  • Лопастные с принудительным перемешиванием

Выше мы уже отмечали, что при вращении барабана наблюдается сегрегация зернистых смесей. Поэтому в последнее время предпочтение отдается второму типу. В них материал замешивается не за счет свободного падения, а при помощи вращающихся лопастей. На выходе получается более качественный асфальтобетон.

Не последнюю роль здесь играет и время работы установки.

Вот какие режимы перемешивания рекомендуются для разных видов асфальта:

Таблица режимов перемешивания АБС в зависимости от вида смеси
Таблица режимов перемешивания АБС в зависимости от вида смеси

Нарушение технологии приготовления АБС приводит к появлению беспорядочной сегрегации в дорожном покрытии.

Погрузка, транспортировка и выгрузка смеси

На последнем этапе технологического процесса принимаются меры по борьбе сразу с двумя видами сегрегации: фракционной и температурной.

Опасность зернового расслоения АБС возникает при засыпке материала в накопительные бункеры и кузов самосвала, а также в ходе транспортировки – из-за тряски машины.

Для его предотвращения нужно соблюдать такие правила:

  • Нельзя выгружать АБС с высоты более 2 м
  • Смесь следует выгружать единой массой, а не высыпать постепенно
  • При погрузке в бункер или самосвал следят за тем, чтобы не образовывалась конусообразная куча материала
  • Кузов самосвала должен создавать минимум вибрации при движении
  • При перевозке литых АБС используется транспорт с дополнительным оборудованием для постоянного перемешивания смеси
  • Перед погрузкой смеси в асфальтоукладчик ее следует дополнительно перемешать (лопатой или с использованием машины-перегрузчика)

Принимаются также меры по защите смеси от слишком быстрого охлаждения.

Методические и нормативные документы предписывают:

  • Обеспечить теплоизоляцию или подогрев кузова (это правило носит обязательный характер для литого асфальта и рекомендательный – для других видов смесей)
  • Накрыть кузов плотным пологом для защиты материала от ветра и осадков
  • Максимально сократить время транспортировки и простоя на месте проведения работ

Применение мер по борьбе с сегрегацией на всех этапах производства позволяет получить качественный и однородный материал. А из него, в свою очередь, можно уложить действительно прочный и долговечный асфальт.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #сегрегируемость асфальта #сегрегируемость #сегрегируемость асфальтобетона #свойство сегрегации #полезные советы