Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечают дважды в году: 21 июля и 4 ноября. 21 июля Церковь празднует явление ее образа. Вторая дата связана с событиями 1612 года. Именно 4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили Москву от польских оккупантов. Во время войны с интервентами Казанская икона постоянно находилась в лагере народных ополченцев.
В этот день мы отмечаем День народного единства – государственный праздник.
- Отец Никандр, традиционно проповедь, которая звучит в праздничный день после Литургии в храмах, непосредственно рассказывает о событиях 4 ноября четырехсотлетней давности.
Государственный праздник пришел в жизнь России сравнительно недавно – в 2005 году. И, если говорить откровенно, до сих пор россияне помнят события 1917, а о народном ополчении 1612 не могут сказать практически ничего…
- Между тем, это знаменательное, судьбоносное событие. Если революция развязала целый ряд трагических событий и стала началом братоубийственной гражданской войне, то события 1612 положили конец великой Смуте. Этот период в истории России длился 15 лет. Время предательства, измен в управленческих кругах, среди знати. Стихийные бедствия, гражданская война, русско-польская и русско-шведская войны, голод.
Неимоверными усилиями и самоотверженностью, умом народных лидеров Минина и Пожарского это было преодолено. Девизом ополчения были слова: «За Веру, Царя и Отечество!», и, конечно, о нем не рассказывали нам в школе с той точки зрения, с какой следовало его преподносить. И только величественный памятник Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину с надписью «От благодарных потомков» заставлял кого-то задуматься и копнуть историю…
Раньше, зная, что у человека память короткая, в память о таких событиях ставили храмы. На Красной Площади на средства Дмитрия Пожасркого был построен Казанский собор в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.
Надо сказать, что храм – он всегда людей объединяет, сплачивает и сродняет. Потому что это особенное место, где возносится возглас: «Слава Святой, Единосущной и Нераздельной Животворящей Троице!» и призывает он к единению с Богом и друг с другом.
А идеологи революции призывали к разъединению, к террору. Гражданская война, продразверстка, раскулачивание, Гулаг… И совсем неслучайно во время Великой Отечественной войны вновь открыли храмы. И снова прозвучал призыв к объединению.
Вот что нужно понимать, вспоминая про этот праздник и отмечая его сегодня, как государственный.
- Отец Никандр, следующим будет вопрос о том, как идет процесс храмоздательства у нас. Завершен купольный комплекс. Рассказывали на страницах районной газеты и о том, как проходят штукатурные и другие работы. Что будет сделано на следующем этапе?
- В этом году добрые люди оплатили оборудование для будущего отопления храма. Теперь необходим сбор средств, чтобы весной начать монтировать отопление. Верхний придел храма в честь Богоявления будет иметь не только отопительные радиаторы, но и современный теплый пол. Это создаст дополнительный комфорт.
Само собой напрашивается, что такому храму необходимо центральное отопление. Но имеющаяся система центрального отопления в селе не способна отапливать еще и здание храма.
Поэтому придется строить свою котельную. Это дорого, затратно. Обидно, что мы остаемся в условиях, существовавших «еще при царе Горохе». Народная мудрость говорит нам о том, что «Где нет тепла – там нет добра». Храм – это сердце жизни села, плохо, что для того, чтобы он был теплым, не хватает артерий центрального отопления.
К строительству котельной приступим весной, чтобы к осени 2022 войти в храм.
Дело в том, что сейчас там находится мастерская по производству куполов. Всем уже известно, что наши рабочие освоили сложные процесс изготовления куполов. Четыре купола местного производства увенчали наш храм, следующий – храм в селе Вяткино. Надо сказать, что весть об этом облетела и весь Алтайский край. Увидев наши купола, настоятель прихода св. Николая Чудотворца в г. Горняке отец Геннадий Конкевич обратился к нам с просьбой изготовить три купола – один большой и два малых для их храма и установить их. Сейчас бригада рабочих приступила к этому процессу.
Одна из самых насущных проблем – отсутствие помещения, где можно было бы организовать цех для таких работ. При этом в селе пустует и разрушается немало подходящих для этого строений. Нам вообще нужны помещения, чтобы продолжать работу цехов – столярного, железоделательного, лакокрасочного. Мы подошли к необходимости создания художественно-строительно-реставрационной
мастерской.
- Отец Никандр, художники- реставраторы у нас откуда?
- Конечно, как таковых художников, архитекторов у нас нет. Мы находим эскизы в сети интернет. Но когда мастера приступают к изготовлению чего-либо, им приходится прорисовывать детали, узлы, соединения, виды будущего предмета, оборудования. Это работа творческая. Наши рабочие, придя устраиваться на работу, порой не имели даже и представления о том, чем они сейчас занимаются с полным знанием процесса. Их мастерство – это сплав: освоение навыков, опыт, и, безусловно, близость к церкви.
- Сегодня можно наблюдать за реставрационными работами фасада крыши Церковно-приходской школы. Свежее дерево обновляет здание, а с другой стороны, возвращает ему первоначальный облик?
- Здание начинает новую жизнь. Здесь хочу сказать слова благодарности Николаю Николаевичу Петрову, который выделил 10 кубометров леса, часть которого идет на обновляемые фронтоны здания.
После того, как закончим реставрацию, начнется покраска. И это будет уже не просто то же самое здание, к которому все привыкли. Я стремлюсь к тому, чтобы приблизить его как можно точнее к дореволюционному времени, одновременно придать ему «городской» стиль, подобный тому, как выглядят сейчас старинные дома в Томске, Иркутске.
Да, благодаря краеведческой работе, к нам пришли фотографии этого здания, каким оно было до революции. Удивительно. Ведь могли не увидеть эти фотографии и сделать фронтон может быть, и красивым, но совсем другим, исторически недостоверным. Это пример того, что у нас в церковной жизни все взаимосвязано, одно работает на другое.
Другой пример - обучаем молодежь ремеслу каменщика – получаем новые столбы для ограды храмовой территории. В Дом священника пожертвовали старинную разбитую мебель – столяры научились воссоздавать детали, вернули «старью» вид нового, кроме того, создают в этом стиле целую линейку уникальной мебели.
(Добавлю еще пример – в 2018 году, в это же время года в «Авангарде» вышло интервью у отца Никандра. Вот дословный отрывок из него:
«- Многие спрашивают, а когда рядом с большим куполом появятся остальные четыре?
- Есть два пути. Или средства собирает народ, или какой-то состоятельный человек приобретает купол в память о живых или усопших. Это распространенная практика в России. Вот в Елбанке нашелся человек, который взял на себя строительство храма. И там уже залит фундамент. У нас, к сожалению, благотворителей такого масштаба нет…».
С течением времени было решено освоить купольное производство самостоятельно, в первую очередь, ради удешевления. И вот сегодня – результат налицо, мало того – уже есть заказ, а могли просто ждать благотворителя.).
- Отец Никандр, что Вы пожелаете устьпристанцам, прихожанам в честь Дня народного единства?
- Самое главное, для чего мы служим, трудимся, делаем - чтобы люди шли к святыне. Зачем строится храм – для того, чтобы люди объединялись, просвещались, черпали силу для жизни. Чтобы стремились жить хорошо и дружно.
Есть такая хорошая мысль. Воды в мире много, но, когда человек хочет пить, он идет к колодцу. И этот колодец – это как раз церковь и есть. Место, где единство, свет и сила.