Найти тему

Отец Никандр: "Храм – для того, чтобы люди объединялись, просвещались, черпали силу для жизни"

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечают дважды в году: 21 июля и 4 ноября. 21 июля Церковь празднует явление ее образа. Вторая дата связана с событиями 1612 года. Именно 4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили Москву от польских оккупантов. Во время войны с интервентами Казанская икона постоянно находилась в лагере народных ополченцев.
В этот день мы отмечаем День народного единства – государственный праздник.

- Отец Никандр, традиционно проповедь, которая звучит в праздничный день после Литургии в храмах, непосредственно рассказывает о событиях 4 ноября четырехсотлетней давности.
Государственный праздник пришел в жизнь России сравнительно недавно – в 2005 году. И, если говорить откровенно, до сих пор россияне помнят события 1917, а о народном ополчении 1612 не могут сказать практически ничего…
-
Между тем, это знаменательное, судьбоносное событие. Если революция развязала целый ряд трагических событий и стала началом братоубийственной гражданской войне, то события 1612 положили конец великой Смуте. Этот период в истории России длился 15 лет. Время предательства, измен в управленческих кругах, среди знати. Стихийные бедствия, гражданская война, русско-польская и русско-шведская войны, голод.
Неимоверными усилиями и самоотверженностью, умом народных лидеров Минина и Пожарского это было преодолено. Девизом ополчения были слова: «За Веру, Царя и Отечество!», и, конечно, о нем не рассказывали нам в школе с той точки зрения, с какой следовало его преподносить. И только величественный памятник Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину с надписью «От благодарных потомков» заставлял кого-то задуматься и копнуть историю…

-2

Раньше, зная, что у человека память короткая, в память о таких событиях ставили храмы. На Красной Площади на средства Дмитрия Пожасркого был построен Казанский собор в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.
Надо сказать, что храм – он всегда людей объединяет, сплачивает и сродняет. Потому что это особенное место, где возносится возглас: «Слава Святой, Единосущной и Нераздельной Животворящей Троице!» и призывает он к единению с Богом и друг с другом.
А идеологи революции призывали к разъединению, к террору. Гражданская война, продразверстка, раскулачивание, Гулаг… И совсем неслучайно во время Великой Отечественной войны вновь открыли храмы. И снова прозвучал призыв к объединению.
Вот что нужно понимать, вспоминая про этот праздник и отмечая его сегодня, как государственный.
- Отец Никандр, следующим будет вопрос о том, как идет процесс храмоздательства у нас. Завершен купольный комплекс. Рассказывали на страницах районной газеты и о том, как проходят штукатурные и другие работы. Что будет сделано на следующем этапе?
- В этом году добрые люди оплатили оборудование для будущего отопления храма. Теперь необходим сбор средств, чтобы весной начать монтировать отопление. Верхний придел храма в честь Богоявления будет иметь не только отопительные радиаторы, но и современный теплый пол. Это создаст дополнительный комфорт.
Само собой напрашивается, что такому храму необходимо центральное отопление. Но имеющаяся система центрального отопления в селе не способна отапливать еще и здание храма.
Поэтому придется строить свою котельную. Это дорого, затратно. Обидно, что мы остаемся в условиях, существовавших «еще при царе Горохе». Народная мудрость говорит нам о том, что «Где нет тепла – там нет добра». Храм – это сердце жизни села, плохо, что для того, чтобы он был теплым, не хватает артерий центрального отопления.
К строительству котельной приступим весной, чтобы к осени 2022 войти в храм.

Дело в том, что сейчас там находится мастерская по производству куполов. Всем уже известно, что наши рабочие освоили сложные процесс изготовления куполов. Четыре купола местного производства увенчали наш храм, следующий – храм в селе Вяткино. Надо сказать, что весть об этом облетела и весь Алтайский край. Увидев наши купола, настоятель прихода св. Николая Чудотворца в г. Горняке отец Геннадий Конкевич обратился к нам с просьбой изготовить три купола – один большой и два малых для их храма и установить их. Сейчас бригада рабочих приступила к этому процессу.

-3

Одна из самых насущных проблем – отсутствие помещения, где можно было бы организовать цех для таких работ. При этом в селе пустует и разрушается немало подходящих для этого строений. Нам вообще нужны помещения, чтобы продолжать работу цехов – столярного, железоделательного, лакокрасочного. Мы подошли к необходимости создания художественно-строительно-реставрационной
мастерской.
- Отец Никандр, художники- реставраторы у нас откуда?
- Конечно, как таковых художников, архитекторов у нас нет. Мы находим эскизы в сети интернет. Но когда мастера приступают к изготовлению чего-либо, им приходится прорисовывать детали, узлы, соединения, виды будущего предмета, оборудования. Это работа творческая. Наши рабочие, придя устраиваться на работу, порой не имели даже и представления о том, чем они сейчас занимаются с полным знанием процесса. Их мастерство – это сплав: освоение навыков, опыт, и, безусловно, близость к церкви.
- Сегодня можно наблюдать за реставрационными работами фасада крыши Церковно-приходской школы. Свежее дерево обновляет здание, а с другой стороны, возвращает ему первоначальный облик?
- Здание начинает новую жизнь. Здесь хочу сказать слова благодарности Николаю Николаевичу Петрову, который выделил 10 кубометров леса, часть которого идет на обновляемые фронтоны здания.

-4
-5

После того, как закончим реставрацию, начнется покраска. И это будет уже не просто то же самое здание, к которому все привыкли. Я стремлюсь к тому, чтобы приблизить его как можно точнее к дореволюционному времени, одновременно придать ему «городской» стиль, подобный тому, как выглядят сейчас старинные дома в Томске, Иркутске.
Да, благодаря краеведческой работе, к нам пришли фотографии этого здания, каким оно было до революции. Удивительно. Ведь могли не увидеть эти фотографии и сделать фронтон может быть, и красивым, но совсем другим, исторически недостоверным. Это пример того, что у нас в церковной жизни все взаимосвязано, одно работает на другое.
Другой пример - обучаем молодежь ремеслу каменщика – получаем новые столбы для ограды храмовой территории. В Дом священника пожертвовали старинную разбитую мебель – столяры научились воссоздавать детали, вернули «старью» вид нового, кроме того, создают в этом стиле целую линейку уникальной мебели.

(Добавлю еще пример – в 2018 году, в это же время года в «Авангарде» вышло интервью у отца Никандра. Вот дословный отрывок из него:

«- Многие спрашивают, а когда рядом с большим куполом появятся остальные четыре?
- Есть два пути. Или средства собирает народ, или какой-то состоятельный человек приобретает купол в память о живых или усопших. Это распространенная практика в России. Вот в Елбанке нашелся человек, который взял на себя строительство храма. И там уже залит фундамент. У нас, к сожалению, благотворителей такого масштаба нет…».

С течением времени было решено освоить купольное производство самостоятельно, в первую очередь, ради удешевления. И вот сегодня – результат налицо, мало того – уже есть заказ, а могли просто ждать благотворителя.).

- Отец Никандр, что Вы пожелаете устьпристанцам, прихожанам в честь Дня народного единства?
- Самое главное, для чего мы служим, трудимся, делаем - чтобы люди шли к святыне. Зачем строится храм – для того, чтобы люди объединялись, просвещались, черпали силу для жизни. Чтобы стремились жить хорошо и дружно.
Есть такая хорошая мысль. Воды в мире много, но, когда человек хочет пить, он идет к колодцу. И этот колодец – это как раз церковь и есть. Место, где единство, свет и сила.

-6