Автор: Yango.Инвестиции
Московская компания CORPSUN готовится дебютировать на рынке с коммерческими облигациями. Накануне размещения владелец бизнеса Александр Афоничев дал интервью Yango.Pro, где рассказал свою историю.
В конце нулевых предприниматель из Тольятти Александр Афоничев перебрался в Москву и основал стартап, запустив производство систем для веранд ресторанов и частных домов. За 12 лет CORPSUN вырос в лидера российского рынка, сегодня его веранды используют крупнейшие ресторанные сети столицы, включая «Чайхону № 1» и заведения Аркадия Новикова.
В интервью Yango владелец и гендиректор CORPSUN Александр Афоничев рассказал, как российской компании удалось отвоевать рынок у итальянских и турецких производителей, какие преимущества дает «Корпсану» производство полного цикла, за счет чего компания в будущем хочет достичь миллиардного оборота и почему решила выйти на облигационный рынок.
СОДЕРЖАНИЕ:
✔ От диплома до стартапа: как начинался Corpsun
✔ Как создавался рынок
✔ Прорывные продукты
✔ Технологическое лидерство
✔ Как попасть в Книгу рекордов Гиннесса
✔ Зарубежная экспансия
✔ Бизнес vs Пандемия
✔ Большие цели
© При использовании материалов сайта и цитировании — ссылка с URL-адресом обязательна
От диплома до стартапа: как начинался Corpsun
— В начале нулевых годов у меня был небольшой консалтинговый бизнес в Тольятти — мы составляли бизнес-планы, писали технико-экономические обоснования, помогали местным предпринимателям получать кредиты на развитие бизнеса, — вспоминает Александр Афоничев. — В середине 2000-х я поступил на учебу в московскую Классическую школу бизнеса. Сначала думал учиться заочно, но потом перевелся на очное, закрыл компанию в Тольятти и перебрался в Москву — так сказать, осмотреться, поискать интересные идеи для бизнеса.
У одного из моих сокурсников был действующий стекольный бизнес. Он пригласил меня к себе поработать директором по развитию. Как-то раз на специализированной выставке строительных и отделочных материалов я наткнулся на стенд, где были представлены интересные раздвижные конструкции для окон. Оказалось, что у владельца в Москве был свой небольшой цех по сборке из немецких комплектующих, а среди продуктов были и маркизы. По сути, это легкие по конструкции навесы, которые крепятся с наружной части помещения и защищают от солнца, дождя и так далее. Мне продукт понравился. Один из однокурсников написал для меня сайт, и я запустил продажи.
Для российского рынка тогда это был такой новомодный европейский продукт, российские покупатели воспринимали его скорее как элемент стиля. Но это была середина нулевых, денег тогда на рынке было много, поэтому продажи шли очень хорошо. В результате в какой-то момент производство просто перестало справляться с тем объемом заказов, которые я поставлял.
«Я привлек у стороннего инвестора 130 000 евро и $60 000. Это и был мой стартовый капитал».
Тогда у меня возникла идея, почему бы самому не начать возить комплектующие из Германии и не организовать свой сборочный цех. Я начал писать бизнес-план. В то время Торгово-промышленная палата как раз организовывала поездки на европейские выставки для российских предпринимателей из разных отраслей. Я проехал по крупнейшим заводам Европы, посмотрел, как устроено производство, сборка. Мне нужно было понять технологию. В итоге я определился с поставщиком, а к последнему курсу бизнес-школы у меня был готов бизнес-план запуска собственного стартапа. Это же была тема моей дипломной работы.
О компании
Компания CORPSUN — российский лидер по производству моторизованных систем для веранд ресторанов и частных домовладений. Основана в 2008 году предпринимателем Александром Афоничевым.
В 2015 году CORPSUN первым в России запустил полный цикл производства моторизованных пергол и маркиз. Производство располагается в Московской области на территории более 6500 кв. м и включает цех металлообработки, цех порошковой окраски, цех изготовления тентов, цех сборки изделий. Компания имеет собственное конструкторское бюро.
В числе клиентов CORPSUN крупнейшие ресторанные сети «Чайхона № 1», «Novikov Group», Pinskiy & Co и другие. Кроме российского рынка компания также реализует ряд проектов на территории СНГ (Казахстан, Армения), а также в ОАЭ.
Выручка CORPSUN за 9 месяцев 2021 года составила 261 млн руб., что в 2,5 раза больше оборота за весь 2020 год.
— Где взяли инвестиции?
— Привлек у стороннего инвестора 130 000 евро и $60 000. Это был мой стартовый капитал, на который я и закупил первую фуру железа. И тут грянул кризис 2008 года. Особенно тяжело пришлось в 2009 году: денег не хватало, скорость производства была низкой, качество тоже пока хромало...
Но в 2010 году мы взяли крупный проект и купили хорошее профессиональное оборудование. Тогда же я стал задумываться о том, чтобы начать производить алюминиевый профиль в России, вместо того чтобы закупать его у европейских партнеров. Экономия была колоссальная: условно говоря, если европейский профиль мне обходился в 1000 рублей, то в России это бы стоило 200.
Первый опыт оказался не совсем удачным. Тогда я понял, что мне нужен хороший конструктор. Повезло найти правильного человека, он и сегодня наш главный конструктор. Мы начали проектировать свои профили. Поначалу продолжали закупать отдельные детали для производства у итальянцев. Но через какое-то время пришли к тому, чтобы полностью локализовать производство.
Как создавался рынок
— Фактически этот рынок в России с вас и начался?
— В тот момент единственными, с кем мы действительно конкурировали, были итальянские производители. Но наше преимущество было в том, что мы делали чуть дешевле.
Мы в принципе во многом были пионерами в своем бизнесе: к примеру, в своё время именно мы первыми привезли в Россию перголы.
В переводе с итальянского «пергола» означает «пристройка» или «навес». Это наборная конструкция с повторяющимися секциями (колонны, арки, столбы), которые соединены между собой малозаметными брусьями.
Тогда это было в диковинку для российского рынка. Но именно пергола была отлично приспособлена для средней полосы России, потому что у нас часто идут дожди, короткое лето и так далее. Я понимал, как и кому их продавать на нашем рынке. Со временем мы начали производить их сами. Сегодня это наш основной продукт.
— А как решали проблемы роста по мере взросления бизнеса?
— Мы начинали как небольшая компания — костяк команды, по сути, составляли я, конструктор и специалист по продажам. Это был такой классический малый бизнес на ручном управлении. Естественно, по мере роста пришлось пройти административный и управленческий кризисы. Нормальный процесс роста любого бизнеса. 2014 год я как раз посвятил тому, чтобы отладить все бизнес-процессы.
Мы весь год мы занимались тем, что приводили в порядок всю конструкторскую документацию, отрисовывали все чертежи, схемы сборки и так далее. Мы полностью посвятили это время работе над качеством, улучшением всей технической составляющей, повышением квалификации сборщиков и так далее.
Это был второй кризис, через который мы прошли, но самое интересное, что для нас он прошел практически незаметно.
— Как вам удалось поддержать продажи?
— В свое время мы стали первыми, кто начал производить и активно продвигать на рынке не алюминиевые, а деревянные перголы. Нам надо было закрывать большие площади, брус подходил для этого практически идеально. Мы специально для себя придумали и разработали все технические характеристики конструкции — получился такой идеальный деревянный конструктор. Но в какой-то момент у нашего лучшего поставщика бруса начались проблемы, мы столкнулись с тем, что нам стало просто негде покупать брус. Тогда на рынок как раз начали выходить турецкие производители пергол из алюминия, они начали перебивать у нас заказы.
Нам нужно было как-то сохранять рынок. И мы приняли решение, что начнем сами производить перголы из алюминия. Мы начали проектировать алюминиевые конструкции и первые изделия выпустили на рынок как раз в 2014 году, очень сильно прижав турецких производителей. Поэтому, несмотря на кризис, у нас был просто сумасшедший рост продаж.
Это был такой серьезный прорыв, после этого мы каждый год начали выпускать новую алюминиевую серию и в 2016 году первыми выпустили большой алюминиевый профиль — 180×35 мм для гигантских выносов. В этот период мы полностью отказались от деревянных конструкций и перешли на алюминиевые изделия. После этого у нас в производстве появились еще и раздвижные стеклянные системы для оснащения своих же конструкций; это позволяло закрыть все проемы, фактически у вас получалась такая готовая всесезонная коробка — и для лета, и для осени, и для зимы.
Впоследствии благодаря разработкам собственного конструкторского бюро мы каждый год выпускали на российский рынок какой-то новый продукт.
Прорывные продукты
— А какой продукт вы бы назвали самым прорывным?
— Без преувеличения это наша система CORPSUN BIOCLIMATIC. Кстати, именно она в 2019 году получила премию AWARDS за инновационный продукт на PIR 2019.
Пергола BIOСLIMATIC BT1 — это уникальная всесезонная утепленная биоклиматическая система с поворотно-раздвижными сэндвич-панелями. Сэндвич-панели собраны из высокотехнологичных плит ПИР с жесткой ячеистой структурой, благодаря которой не происходит впитывание влаги и предотвращается образование конденсата.
Аэродинамические поворотные ламели биоклиматической перголы изменяют угол своего наклона в зависимости от погодных условий. Управлять ими можно со специального пульта, через компьютер или смартфон. Возможна установка сенсорных датчиков: ультрафиолетового излучения, дождя и силы ветра.
Герметичность системы обеспечивает система утеплителей и термовставки в алюминиевом каркасе и сэндвич-панелях для разрыва мостика холода.
Уникальность этой системы в том, что она спроектирована именно с учетом российского климата. По сути, вы можете создать теплое помещение зимой, а летом наслаждаться открытым небом. С помощью «Биоклиматика» можно оборудовать всесезонные кафе и рестораны, веранды частных домов, зимние сады и открытые бассейны на улице и многое другое.
«Мы — единственные, кто создал полный цикл производства моторизованных пергол и маркиз на территории России».
Для рестораторов BIOСLIMATIC интересен еще и потому, что позволяет быстро запустить ресторан, так как конструктив перголы сборно-разборный, оформляется как временная конструкция, для нее не нужно получать документацию на строительство, как в случае с капитальным зданием.
Сегодня никто в России ничего подобного не производит. Конечно, есть компании, которые до сих пор привозят подобные конструкции из Европы или Турции и просто собирают их в России. Но мы были первыми, кто с нуля создал именно на территории России полный цикл производства моторизованных пергол и маркиз. Сегодня оно занимает уже более 6500 кв. м.
Технологическое лидерство
— Почему у вас до сих пор не появилось конкурентов-производителей в России: создавать такое производство с нуля сегодня слишком долго или дорого?
— Безусловно, выход на этот рынок с собственным производством сегодня стоит намного дороже. Представьте, мы сегодня производим 170 видов разных профилей — под каждый профиль вам нужен свой инструмент (матрица), цена некоторых из них доходит до миллиона рублей.
Но главное, пожалуй, даже не это, найти инвестиции при желании можно. Вопрос в том, есть ли у вас технология. Не имея технологии, вы просто не сможете построить такое производство. Мы ведь изначально пошли по пути создания производства полного цикла. Это цех металлообработки, цех порошковой окраски, цех изготовления тентов, цех сборки изделий. Все они оснащены европейскими станками.
Да, вы можете где-то закупить профиль, где-то детали, сами каким-то образом организовать сборку и так далее. Но проблема в том, что не все заводы в принципе могут сделать профиль с нужными техническими характеристиками. А мы можем, потому что у нас есть отлаженная технология.
Когда мы проектируем профиль, то закладываем правильный сплав, нужную для предполагаемой нагрузки толщину, твердость закалки, и в результате на выходе получаем классный облегченный продукт. Вес изделия очень важен, потому что мы часто монтируем наши конструкции, например, на крышах, а там есть определенные ограничения по максимальной нагрузке. В итоге вес металлической перголы будет 3–4 тонны, а наша конструкция окажется раза в два легче по весу. Естественно, заказчик выберет наше изделие.
Поэтому именно технология сегодня — одно из определяющих условий в нашем бизнесе. Конечно, если у вас очень много денег и вы готовы вложить их в такую историю, можно купить дорогое оборудование, найти людей и запустить производство. Но невозможно вывести новый продукт на рынок за месяц, два, полгода.
— Сколько времени в принципе нужно, чтобы запустить производство какого-то нового изделия?
— У нас есть успешный опыт запуска нового продукта буквально за три месяца. Но это скорее исключение из правил. Как правило, на это уходит около года. Дело в том, что вы не можете в 3D-модели учесть все нюансы, масса подводных камней возникает именно на этапе производства. Мы разрабатываем профиль, делаем тестовые образцы, показываем клиентам, дорабатываем чертежи, исправляем ошибки — словом, тщательно отрабатываем технологию.
То есть в среднем вы получаете фактически год простоя нового изделия. А чтобы сделать более сложное изделие, нужно больше времени. Такой процесс просто невозможно выстроить, если у вас производство, скажем, на аутсорсинге.
У нас есть еще одно твердое правило: мы никогда не отдаем дилерам новое изделие на монтаж, если они предварительно не прошли у нас обучение. Конечно, дилеру важно побыстрее продать, тем более когда на новое изделие уже есть спрос на рынке. Но для этого дилер всегда сначала должен пройти обучение в нашей Школе монтажников, сдать экзамен, после этого он может продавать продукт.
Знаете, как солдат учат автомат Калашникова собирать? Так же и у нас — стоят небольшие образцы изделий, пока монтажник их не соберет-разберет несколько раз, ему зачет не поставят и не выдадут сертификат, дилер продукт на продажу не получит.
Такое же обучение проходят и наши монтажники. Это очень важно. Как правило, все проблемы возникают как раз тогда, когда ты отдаешь дилеру новое изделие, но не научишь его, как производить монтаж. В 99% таких случаев вы получите проблемы. Потому что монтаж пройдет с нарушениями, пострадает наше имя и клиент останется недоволен. Были у нас такие прецеденты на начальном этапе, больше мы таких ошибок не допускаем.
Кроме того, мы никогда не бросаем заказчиков с новым изделием: все наши образцы на гарантии, если изделие нуждается в доработке, мы оперативно устраняем любые недочеты. В этом смысле это такой непрерывный процесс улучшения.
«Наше важное отличие от конкурентов в том, что мы в принципе можем взяться за проекты практически любой сложности».
Мы же не зря себя сформулировали долгосрочную цель — проектировать, производить и продавать по всему миру умные веранды высочайшего качества, которые обеспечивают новый уровень комфорта на открытом воздухе, расширяют пространство и защищают в случае непогоды.Это наша долгосрочная цель, которая объединяет нас всех.
Как попасть в Книгу рекордов Гиннесса
— Есть среди ваших проектов в чем-то действительно уникальные объекты?
— Кстати, это еще одно наше важное отличие от конкурентов: мы в принципе можем взяться за проекты практически любой сложности. Мы, к примеру, можем сделать любой кронштейн за сутки. Какой турецкий производитель готов предложить что-то подобное? Европейские производители в принципе не берутся за нестандартные проекты, у них все изделия производятся по готовому шаблону, нет штата конструкторов, инженеров, которые могут сидеть над каждым проектом, тщательно прорабатывая все детали.
Один из последних наших нестандартных интересных проектов — ресторпаркинг в Парке имени Горького. Речь идет о павильоне площадью 1.5 тыс. кв. м, где расположилось 12 кухонь-модулей в виде фуд-траков. Заказчиком проекта стал холдинг Restart Vasilchuk Brothers, объединяющий ресторанный комплекс «354» в «Москва-сити», ресторан «Мама будет рада», сети «Чайхона № 1» и другие.
На сегодняшний день это самая крупная ресторанная веранда в мире! И там стоит наша раздвижная ламельная система.
Мы даже планируем совместно с представителями ресторанного холдинга в этом году подать заявку на включение этого объекта в Книгу рекордов Гиннесса.
Летом 2019 года в Москве работало почти 13 000 кафе и ресторанов, из которых каждый четвертый имел свою летнюю веранду. С 2011-го по 2019 год количество сезонных кафе увеличилось почти в два раза: с 1548 до 3031. Возможность устанавливать летние веранды — одна из мер поддержки рестораторов и кафе. Земельные участки для их размещения город предоставляет бесплатно.
Зарубежная экспансия
— А зарубежные заказчики у вас уже есть?
— Мы давно работаем на рынках СНГ, у нас много поставок идет в Казахстан, есть заказчики в Армении.
Если говорить о дальнем зарубежье, то не так давно мы закончили совершенно нестандартный проект виллы в Дубае. Речь идет о загородной застройке, над проектом работают в том числе российские архитекторы и дизайнеры, приятно, что мы тоже оказались в этой команде, и рассчитываем работать в проекте в дальнейшем.
Сейчас в Дубае в принципе идет активное строительство, для нас это очень интересный и перспективный рынок, поэтому мы даже рассматриваем возможность открыть там полноценное представительство. Многое будет зависеть от имеющихся ресурсов, тут я говорю не столько о деньгах, сколько о человеческих ресурсах.
Кроме того, мы прорабатываем идею поставок наших изделий даже в США.
Бизнес vs Пандемия
— Коронакризис сильно ударил по ресторанной отрасли. Как это повлияло на ваш бизнес и ваши планы?
— Конечно, определенное снижение спроса со стороны ресторанной индустрии во время карантина произошло. При этом спрос на летние террасы и веранды летом 2020 года остался на высоком уровне, а загрузка компании в этот период достигла 100%.
По прошествии кризиса я даже скажу так: хорошо, что это случилось. 2020 год дал мне в этом плане прекрасную возможность — немного замедлиться и высвободить время на более фундаментальные вещи. Сегодня я могу смело сказать, что мы — системная компания, в которой есть прописанные бизнес-процессы, регламенты и прочее.
По данным исследовательской компании Knight Frank, всего в Москве в 2020 году было открыто около 80 новых заведений, из них чуть более половины — рестораны, остальное — бары, кафе, кофейни и караоке. Число открытий на 30% ниже, чем годом ранее, когда было запущено 120 новых проектов. Наибольшее количество новых заведений (более 80%) появилось в стрит-ретейле. Эта тенденция сохранится и в 2021 году.
Конечно, у нас был определенный страх — буквально перед кризисом мы купили новое оборудование, и тут случился локдаун. Но у нас было новое оборудование, было железо, мы посидели, подумали и продолжили работать, конечно, соблюдая все санитарные нормы.В принципе, нам удалось избежать того, чтобы бизнес полностью встал.
Конечно, мы немного просели в продажах в апреле. Но через какое-то время рестораны открылись, и активность на рынок вернулась. Планы на текущий год у нас очень большие. В этом году мы ожидаем очень хороших объемов продаж по ресторанному направлению. Пандемия показала, что сегодня не иметь веранду для ресторана попросту невыгодно. Это огромный рынок в России с большим потенциалом. Из-за пандемии на нем образовался серьезный отложенный спрос, мы ожидаем, что по мере возвращения активности продажи резко вырастут.
Кроме того, благодаря кризису мы практически заново открыли для себя новое направление, сделав очень много продаж в частном секторе. Компания перестроила маркетинг, сделав упор на продвижение своей продукции среди частных заказчиков — владельцев загородного жилья. В результате нам удалось сохранить темпы роста объемов продаж и увеличить долю частных заказов до 40%. За счет этого мы быстро подняли выручку до предкарантинного уровня. И мы планируем в дальнейшем прирастать по этому направлению и понимаем, как это сделать.
Я хочу, чтобы каждый строитель, архитектор, дизайнер, который знает, что есть профиль Rehau, узнал, что есть профиль Corpsun и что из него можно построить. Ведь наш продукт можно встроить практически в любой дизайн — это и хай-тек, и современная классика. Мы готовим под это направление большую маркетинговую стратегию.
Наша задача — показать людям, что есть другой уровень комфортного отдыха. У меня самого в загородном доме стоит наша умная веранда, и я получаю огромное удовольствие от того, насколько комфортный и функциональный это продукт. Представьте: вы нажали на кнопку — и вот оно, открытое небо над вами. Снаружи дуют ветра, а вы сидите под солнцем. Мы можем сделать это у вас дома.
Большие цели
— Какие у вас планы по росту бизнеса?
— Мы ставим себе задачу вырасти в два раза в 2021 году. И мы этого добились, потому что мы знали, как к этой цели прийти. Мы полностью перепланировали производственную площадку, чтобы более эффективно организовать производственный процесс. Провели большую работу по повышению квалификации персонала и привлекли новых людей. И все эти действия были успешные. Сейчас в компании работают около 100 человек, мы планируем увеличить численность персонала до 150 и перевести производство на двухсменный график.
Финансовые показатели ООО «ЗАС Корпсан»
Осенью мы всегда выводим на рынок новый продукт. К примеру, в 2019 году за счет запуска серии BIOСLIMATIC мы смогли увеличить продажи в 4 раза. В 2020 году за счет той же серии нам удалось удвоить уже результаты 2019 года.
До осени мы планируем доработать нашу теплую серию и активно запустим продажи этого продукта на рынке. Сейчас постановлением правительства Москвы ресторанам разрешили ставить круглогодичные веранды. Мы очень долго двигались в этом направлении совместно с ассоциацией рестораторов. Для ресторанов это будет большим прорывом. Сэндвич-панель легкая, она выдерживает снеговую нагрузку и держит тепло. Мы с помощью своего продукта можем легко трансформировать для ресторанов веранду из летней в теплую одним нажатием кнопки.
«Наша стратегическая цель — достичь миллиардного оборота, в том числе за счет выхода на новые рынки за пределами России».
— Для чего компания решила размещать облигации?
— Банковское финансирование в наше время получить очень сложно, а облигации дадут нам возможность получить средства на развитие бизнеса.
Мы получим возможность полностью обеспечить производство необходимым сырьем и закупить новое оборудование, которое усилит производство. В конечном счете это позволить увеличить производительность. Чем больше продукта мы сможем выпускать за смену, тем ниже себестоимость. Чем выше у нас скорость предоставления, тем больше мы зарабатываем.
— Каковы ваши стратегические цели развития?
— Наша стратегическая цель — достичь миллиардного оборота, в том числе за счет выхода на новые рынки за пределами России. Одни из наиболее перспективных рынков, на наш взгляд, — Израиль и Эмираты.
О проектах в Дубае я уже упоминал. Кроме того, мы уже нашли несколько партнеров на израильском рынке, прорабатываем ряд проектов. На фоне пандемии там очень активно стало развиваться частное домостроительство, наши изделия как раз оказываются очень востребованы в тех широтах. Мы рассчитываем серьезно усилить свои позиции на этих рынках.
В России на фоне пандемии рынок загородного строительства тоже очень активно растет, так что у нашего продукта здесь тоже многообещающие перспективы.