Секрет одержимости Сюзанн Лепелетье.
1
Любая революция нуждается в мучениках. И французская исключением точно не была.
Летом 1793 года, почти сразу после убийства Марата, художник Жак-Луи Давид предложил установить в здании Конвента "революционный диптих". Его левую часть вы отлично знаете — ею должна была стать написанная по горячим следам "Смерть Марата". Но куда менее известно, что справа от нее Давид планировал разместить другое полотно — "Смерть Лепелетье", которое фактически представляет из себя зеркальное отображение картины-соседки. Разве что Марат лежит в ванной, а Лепелетье в постели.
На "Смерть Марата" любой желающий и сейчас может поглазеть в Королевском музее Брюсселя. А вот "Смерть Лепелетье", похоже, никто уже не увидит. И виновата в этом... дочь изображенного.
2
Луи-Мишель Лепелетье, также известный как маркиз де Сен-Фаржо, родился 29 мая 1760 года в Париже. Как несложно догадаться, финансовых затруднений у его семьи не было уже несколько столетий: прадед мальчика служил в Парижском парламенте, а отец занимал в этом самом парламенте пост генерального прокурора. По юридической стезе в итоге пошел и Луи-Мишель, хотя его брат Амедей, например, выбрал науку и в 1833 году стал главой Энтомологического общества Франции.
Уже в 19 лет молодой и усердный Лепелетье получил должность адвоката в Шатле, а через 5 лет он установил своеобразный рекорд, ухитрившись в столь юном возрасте повторить успех отца и стать прокурором Парижского парламента. От такого впору было и возгордиться: например, коллега маркиза Николя-Франсуа Беллар позже напишет, что "более заносчивых людей, чем Лепелетье, мир не видывал".
3
Вполне возможно, что Беллар несколько преувеличивал. Во всяком случае, в обществе его мнение не очень-то разделяли. Лепелетье пользовался заслуженным уважением и не стоит удивляться, что в 1789 году молодой законник был избран для участия в судьбоносных Генеральных Штатах. Тех самых, что и положили начало Революции.
Лепелетье, бывший истинным сыном эпохи Просвещения, активно впрягся в революционную деятельность и быстро выделился среди других депутатов целым рядом заметных законопроектов. Например, он в первые же месяцы революции выступил против пыток и смертной казни, а также потребовал исключить из числа преступлений богохульство и гомосексуализм. В июне 1790 года маркиз без тени сомнения проголосовал за полную отмену дворянских титулов: так его коллега д'Антон превратился в Дантона, а Максимилиан де Робеспьер не очень охотно отказался от изрядно гревшей его душу частички "де".
Однако больше всего Лепелетье сделал для образования. Он активно участвовал в продвижении прогрессивной реформы Кондерсе, которая лежит в основе французской системы обучения и сегодня, а также предложил несколько полезных новшеств вроде стипендий для перспективных, но малоимущих студентов. Впрочем, были и некоторые перегибы — например, политик настаивал на необходимости с 5 до 12 лет изымать детей у родителей и передавать на воспитание в государственные школы, чтобы "изначально нивелировать разницу между детьми из богатых и бедных семейств".
4
В общем, Лепелетье был деятельным, толковым и довольно умеренным политиком — во всяком случае, по меркам сумасшедшего революционного времени. Его продолжали регулярно избирать в различные органы власти, попал он и в Национальный Конвент. Тот в это время как раз озаботился судьбой короля.
В 1792 году Людовик XVI предпринял неудачную попытку сбежать из страны. Согласно не очень правдоподобной легенде, в приграничном городке Варенн его опознал бдительный местный житель, которому показавшийся из кареты профиль сильно напомнил изображение на монете. Короля задержали, препроводили в столицу и подвергли суду.
Решающий этап голосования состоялся в январе 1793 года. Депутатов Конвента по очереди вызывали на трибуну и требовали публично объявить, поддерживают ли они идею казни бывшего монарха. Из 721 депутата "за" проголосовали 366, но с оговорками вроде отсрочки, поэтому понадобилось повторное голосование, протекавшее куда более драматично. При счете 360:360 на трибуну поднялся Лепелетье.
Юрист, слывший видным противником смертной казни, но искренне считавший "гражданина Капета" угрозой для молодой республики, проголосовал "за".
5
Казнь Людовика XVI была назначена на 21 января 1793 года. Вечером двадцатого некоторые депутаты Конвента решили пропустить по стаканчику в ресторане у Пале-Рояль.
Во время застолья к Лепелетье подошел статный молодец в плаще и уточнил, не является ли тот "тем самым мерзавцем, что подал решающий голос за смерть короля".
— Вообще-то, я выполнил свой долг и голосовал по совести, так что тебе, гражданин, до этого никакого дела нет, — ответил Лепелетье (ладно, иногда он и вправду был чуть высокомерен).
— Нет дела? Еще как есть, ведь я принес тебе награду! — заявил незнакомец, выхватил из-под полы плаща кинжал и всадил его в бок депутата. По самую рукоятку.
Нападавшего звали Филипп де Пари и раньше он служил королевским телохранителем. Вообще-то, в тот вечер он искал в ресторане отнюдь не Лепелетье — куда больше его интересовал двоюродный брат короля Филипп, принявший в революционные годы фамилию "Эгалите" ("Равенство"), и также проголосовавший за казнь монарха. Однако он в тот вечер благоразумно остался дома, а уходить без трофея де Пари не захотел.
6
Раненого Лепелетье перенесли в дом его брата и позвали врачей, но это не помогло. Утром, за несколько часов до казни Людовика XVI, политик скончался.
Экзальтированный Марат, словно что-то предчувствуя, принялся лепить из Лепелетье объект нового революционного культа. Бывшего маркиза теперь называли не иначе как "Первый Мученик Революции", а его останки сразу после грандиозной церемонии на Вандомской площади были доставлены в Пантеон. В Париже именем павшего назвали улицу, в провинции несколько деревень, а кое-кто давал имя "Лепелетье" своим детям. 11-летняя дочь мученика Сюзанн была торжественно "усыновлена нацией", а потом еще и переименована в Либерте, то есть Свободу.
Революционеры сильно удивились бы, если бы узнали, что по политическим убеждениям маленькая Сюзанн Либерте была... пламенной монархисткой.
7
После Термидора культ Лепелетье предсказуемо пошел на спад. Его останки, как и останки Марата, быстренько убрали из Пантеона и передали родственникам для захоронения в Сен-Фаржо. Интерес к "дочери нации" тоже начал угасать, чему та была несказанно рада. Сначала она вернула себе родное имя, а потом добилась разрешения выйти замуж за голландца Жана-Франсуа де Витта (судя по всему, исключительно в целях уехать из страны и пересидеть бурю). В 1806 году Сюзанн вступила во второй брак, новым избранником стал ее кузен и еще более ярый роялист Леон де Мортефонтен.
Новый муж Сюзанн был обеспеченным человеком, поэтому дочь цареубийцы смогла приступить к давно задуманному плану... уничтожения памяти об отце. Именно в это время кто-то начинает целенаправленно скупать по всей Франции репродукции и копии картины Давида, причем после продажи они бесследно исчезают. Что касается оригинала, то он хранится у сына Давида, и Сюзанн делает тому несколько очень заманчивых предложений о покупке. Сын подозревает, что покупательница хочет уничтожить полотно, и некоторое время отказывает, но нужда в конце концов побеждает. Сюзанн выкупает картину, на этом следы артефакта теряются.
Скорее всего, полотно было незамедлительно уничтожено, но самые оптимистичные искусствоведы верят, что оно все-таки лежит где-то в подвалах Сен-Фаржо. Лично я в это не верю: уж больно решительно Сюзанн впоследствии заявляла, что "уничтожение памяти о цареубийце — наименьшее, чем она может искупить вину своего семейства перед Францией".
До наших дней дошла лишь одна внятная репродукция "Смерти Лепелетье". Если бы не она, мы вообще не представляли бы, как выглядело полотно Давида.
Что почитать
1) Э.Ланди, "Тайная жизнь великих художников"