Компания ETA – крупнейший в Швейцарии производитель часовых механизмов, на продукцию которого полагаются огромное количество мелких и крупных брендов. Ее история во многом определила сегодняшнюю ситуацию в часовой индустрии. А ведь все могло быть совершенно иначе, если бы не череда кризисов, всколыхнувших отрасль в ХХ веке.
Предыстория
К началу ХХ века швейцарская часовая промышленность представляла собой два взаимодействующих лагеря. С одной стороны существовали крупные компании, которые занимались сборкой готовых часов. С другой – мастерские, которые специализировались либо на изготовлении часовых деталей, либо на сборке так называемых ébauches, попросту говоря, полусобранных механизмов, которым не хватает сложных узлов и деталей вроде заводной пружины и системы спуска.
Начало Первой мировой войны изменило ситуацию в корне. Часть часовщиков занялась производством боеприпасов, так как запрос на них был больше, чем на часы. Когда война закончилась, бывшие производители пуль и боевых снарядов вернулись к привычным занятиям. Поскольку тогда еще не было никаких структур, которые могли бы контролировать хаотичное развитие часового бизнеса, в отрасли назрел кризис перепроизводства.
Чтобы выжить, производители черновых механизмов в срочном порядке избавлялись от скопившихся запасов. В условиях жесткой ценовой конкуренции излишки продавали не только швейцарским, но и иностранным, главным образом, американским компаниям. Американцы с удовольствием устанавливали качественные швейцарские механизмы в своих часах, которые были гораздо дешевле швейцарских. Надо ли говорить, что это привело к усилению конкуренции с иностранцами и сокращению товарооборота. Выдаваемые банками кредиты ситуацию не спасали – к середине 1920-х годов кредитный долг отрасли раздулся до 200 млн. франков.
Компания Ébauches
Первым шагом в попытке переломить сложившуюся ситуацию стало основание Швейцарской часовой федерации (1924 год), которая объединила около ¾ отрасли. Два года спустя при поддержке швейцарских банков три крупнейших производителя механизмов создают компанию Ébauches со штаб-квартирой в Невшателе. Ее учредителями стали фабрики А. Schild SA (1896), Fabrique d'horlogerie de Fontainemelon или FHF (1816) и Adolfe Michel SA (AM).
Участники этого триумвирата установили одинаковые цены на свою продукцию, при этом сохранили за собой право управлять своими компаниями так, как они посчитают нужным. С другой стороны, они стандартизировали технические условия для некоторых деталей, что позволило оптимизировать производство и снизить производственные затраты. Наконец, в декабре 1928 года был жестко регламентирован экспорт комплектующих. К началу 1930-х более 90% всех производителей тех самых ébauches присоединились к этому союзу.
ASUAG и Eterna. Рождение ETA
В 1931 году при финансовой поддержке Швейцарской Конфедерации была учреждена корпорация Allgemeine Schweizerische Uhrenindustrie AG («Объединение часовой индустрии Швейцарии», ASUAG). В ее состав вошли Ébauches SА, а также союзы производителей спиралей, балансов и других комплектующих.
Особняком в этой истории стоит часовая фабрика Eterna. Компания была основана в 1856 году школьным учителем Урсом Шильдом и доктором Жозефом Жираром под вывеской Dr. Girard & Schild. Первоначально она производила черновые механизмы, но постепенно расширила сферу своих интересов до выпуска готовых часов. Часы выпускались под маркой Eterna. В 1905 году это название стало названием самой фабрики. В 1929-м компания, как и другие производители часов, оказалась вовлечена в мировой экономический кризис. К этому моменту в штате фабрики было более 800 работников, а объем выпуска составлял около 2 млн. деталей.
Спасти компанию от кризиса могло слияние с ASUAG. Тогдашний глава фабрики Теодор Шильд (сын основателя) принимает решение разделить ее на две части. Одна из них сохраняет за собой производство готовых часов и название Eterna. Вторая в 1932 году оформляется в отдельное подразделение по изготовлению механизмов под названием ETA SA и входит в состав ASUAG.
Первые разработки
В рамках ASUAG производство механизмов было разделено на 3 больших сегмента. Такие компании, как FHF, Fleurier, Unitas и ряд других компаний занимались производством механизмов с ручным подзаводом. Valjoux, Landeron и Venus отвечали преимущественно за выпуск хронографов. ЕТА стала одной из фабрик, которые взяли на себя новое для рынка направление – производство механизмов с автоподзаводом.
Ориентиры в новом направлении задавала компания Rolex, которая в 1931 году представила запатентованную систему автоподзавода Perpetual. Особенностью этой системы стал центральный ротор, который взводил заводную пружину, вращаясь без ограничений в обе стороны.
В стремлении конкурировать с Rolex еще в 30-е ЕТА разрабатывает серию калибров (Eterna 833, 834 и 835) с бамперной системой автоподзавода, запатентованной Джоном Харвудом. Учитывая тот факт, что угол поворота ротора в этой системе ограничивали подпружиненные стопоры, конкурировать с Rolex не вышло.
В 1948 году команда разработчиков ЕТА во главе с Хайнрихом Штаммом, наконец, нашла, что противопоставить Rolex. Решение Штамма было простым, как все гениальное – ротор автоподзавода установили на крошечный шарикоподшипник.
Новый механизм сначала опробовали на часах Eterna, что положило начало коллекции Eterna Matic, а затем стали продавать сторонним компаниям. Идея с шарикоподшипниками оказалась настолько удачной, что Eterna запечатлела их на своем логотипе.
Рост в кризисный период
В 70-х компания ЕТА занялась производством кварцевых механизмов и даже успела отметиться на ниве, которую застолбили за собой японцы и американцы. В 1978 году были созданы самые тонкие кварцевые часы того времени, получившие название Delirium. Чтобы добиться толщины в 1,98 мм, разработчики отказались от платины, разместив компоненты механизма прямо на задней крышке корпуса.
Однако это достижение прошло почти незамеченным. Во-первых, в 1973-1974 годах картину в часовой отрасли определял не только кварцевый, но и нефтяной кризис. Повышение курса франка привело к тому, что экспортируемые за границу швейцарские часы стали еще дороже и дорожали из года в год на протяжении почти 10 лет. Во-вторых, швейцарцы просто запоздали с идеями, которые бы позволили им снизить производственные затраты. Как результат – Швейцария проигрывала почти все свои рынки азиатским конкурентам. В доказательство приведу несколько красноречивых цифр из статистики. Если в 1970 году доля швейцарских часов на мировом рынке превышала 80%, то в 1975-м сократилась до 58%, а в 1983-м составляла не более 15%.
К 1980 году Ébauches SA сократила производство различных типов механизмов со 130 до 40. Еще через 2 года ASUAG с совокупными убытками более 150 млн. франков оказалась на грани краха. В 1983 году ASUAG решает объединиться с корпорацией SSIH, куда входили Omega, Tissot и Lemania. Еще на этапе переговоров об объединении ЕТА принимает на себя функции Ébauches SA, поглощая одно за другим предприятия компании.
ЕТА в составе Swatch Group
В 1984 году объединенные ASUAG и SSIH впервые выходят на прибыль. Этому в немалой степени способствовал нанятый в качестве антикризисного менеджера Николас Хайек. Именно ему принадлежала идея дать отпор японцам не с помощью очередных роскошных часов, а с помощью простых и забавных часов Swatch, которые стоили меньше $50.
Механизм для первых Swatch разработали два инженера из команды ЕТА – Эльмар Мок и Жак Мюллер. Он базировался на ультратонком кварцевом калибре модели Delirium. Общее количество деталей снизили со 150 до 51, что позволило существенно снизить производственные затраты.
Задумка Хайека в мгновение ока принесла огромную прибыль. Только за первый год было продано более 1 млн. экземпляров модели, а к 1992 году общий тираж часов вырос до 100 млн. экземпляров.
В 1985 году Хайек выкупил 51% акций тандема ASUAG-SSIH и создал корпорацию Microelectronics and Watchmaking Industries Ltd. (SMH), которую сегодня знают как Swatch Group.
SMH вложила огромные средства в расширение ЕТА. Усилиями Николаса Хайека частью компании стали такие производители часовых деталей и механизмов, как Régis Mainier SA (1987), Marc Vuilleumier (1990), Pforzheimer Uhrenwerke PORTA GmbH (1990) и Frésard Composants SA (1991). Компания стала единственным поставщиком механизмов для всех брендов Swatch Group. Добавьте сюда тот факт, что одним из дочерних предприятий ЕТА является компания Nivarox (Nivarox-FAR) – практически монополист в области изготовления волосковых пружин баланса, и вам станут понятны причины огромного влияния ЕТА на часовую отрасль. И здесь уместно будет привести статистику.
По данным Федерации швейцарской часовой промышленности в 2001 году швейцарская часовая промышленность экспортировала часов на сумму 10,517 млрд. франков. В том же году общий объем часов, проданных всеми брендами Swatch Group, составил 3,034 млрд. франков. Объем продаж ETA и всех ее дочерних компаний составил около 1,392 млрд. франков – это без малого 10% от совокупного экспорта отрасли.
Популярные калибры ЕТА
Об этих калибрах слышали все, кто хоть сколько-нибудь вникал в тонкости производства современных часов. Это не все механизмы ЕТА. Только самые популярные «рабочие лошадки».
ЕТА 2824
Самый популярный механизм, вышедший с конвейера ЕТА – ЕТА 2824. Под маркировкой 2824 собранный на 25 камнях калибр выпускался с 1971 года. По сути, этот механизм является модификацией калибра Eterna 1427, который выпускался с 1961 года. 2824 точен, относительно недорог и удобен в плане замены деталей. Его активно используют Raymond Weil, Tudor, Frederique Constant и другие бренды. Это один из самых копируемых механизмов в отрасли. Самый известный клон 2824 – калибр Sellita SW200. Современная версия механизма, калибр 2824-2, находится в непрерывном производстве с 1982 года. Это самый распространенный калибр ЕТА, который можно встретить в часах разных ценовых категорий. Примеры использования – модели Hamilton Khaki, Tudor Pelagos и другие часы.
К модификациям 2824-2 относятся:
- 2826-2 с увеличенным указателем даты;
- 2836-2 с индикацией дня недели;
- 2834-2: с индикацией дня недели
ETA Valjoux 7750
ETA Valjoux 7750 – один из самых популярных механизмов хронографа в мире. Калибр был впервые выпущен в 1974 году, но из-за кварцевого кризиса на 10 лет отправился на полку. Механизм 30 х 7,9 мм служит идеальной базой для более сложных конструкций хронографа, включающих второй часовой пояс (7754), индикацию фаз Луны (7751) и другие усложнения. На протяжений нескольких десятилетий конструкция калибра практически не менялась. Сегодня его часто используют Maurice Lacroix, TAG Heuer, Oris, IWC и Breitling. Самый известный аналог этого механизма у других производителей – калибр Sellita SW500.
ETA 2892 A2
Под маркировкой 2892 калибр выпускается с 1975 года. Механизм разрабатывался как альтернатива устаревшему 2824. От последнего отличается более высоким качеством деталей и отделки, а также большей точностью и меньшей толщиной. Используется для флагманских модельных рядов брендами среднего и верхнего ценового сегмента. Стоит в часах Omega, Breitling и IWC, а также в моделях Panerai, Bell&Ross и Longines. Часто служит основой для сложных часов, так как примерно на треть тоньше 2824. Пример – калибр Tag Heuer 12 с модулем хронографа Dubois-Dépraz 2022. В линейку механизмов на базе 2892 входят 7 калибров, включая хронограф модульной конструкции.
Монополист или нет?
В конце 90-х – начале 2000-х годов вся отрасль в большей или меньшей степени полагалась на ETA. По мере роста индустрии все больше и больше брендов либо возрождались, либо создавались с нуля, и всем им были необходимы механизмы для оснащения часов. Почему почти никто из них не стремился делать свои калибры? Ответ прост. Во-первых, это долгий процесс. На то, чтобы с нуля разработать часовой механизм может уйти до 5 и более лет. Во-вторых, делать свои механизмы дорого – сумма необходимых инвестиций исчисляется миллионами франков. Гораздо проще потратить эти деньги на другие этапы производственного процесса: разработку дизайна, создание корпуса и циферблата, вложения в рекламу… Проще купить у ЕТА готовый механизм, чем тратить годы на запуск запатентованного механизма, не будучи уверенным в том, что это затратное мероприятие окупится. Проверенный, зарекомендовавший себя механизм ЕТА всегда можно доработать в соответствии со своими требованиями.
Проблема для ETA и Swatch заключалась в том, что у них фактически не было выбора, продавать или не продавать свои механизмы, а главное, кому их продавать. Мануфактуре с многовековой историей или новомодной марке, которой несколько месяцев от роду. Странное положение компании закрепила Швейцарская комиссия по конкуренции – раз ETA (и Nivarox-FAR) находятся в положении монополистов, то и решать, кому поставлять, а кому не поставлять механизмы и комплектующие, они не могут.
К началу 2000-х Николас Хайек понял, что оказался заложником отрасли, которую сам же и вытащил из кризиса. Он потратил миллиарды франков на расширение ETA, улучшение производственных мощностей и разработку более совершенных механизмов, только для того, чтобы потом продавать их тем, кто будет конкурентом брендам Swatch. В интервью New York Times господин Хайек с горечью отмечал: «Мы находимся в нелепой ситуации, как если бы BMW поставляла все двигатели для Audi и Mercedes. Ни в одной другой отрасли нет компании, которая поставляла бы все критически важные детали людям, которые затем напрямую с ней конкурируют».
В довершение ко всему, Swatch не разрешали поднимать цены без согласования со швейцарскими властями. С другой стороны, компании, которые покупали черновые механизмы ETA и, дорабатывая их, устанавливая в свои часы, не гнушались выдавать эти калибры за свои. И, наконец, самый неприглядный сценарий – это ситуация, когда механизмы ЕТА покупают и перепродают на сторону, как товар, после чего они появляются в псевдо-швейцарских часах.
Все это привело к тому, что в августе 2002 года Николас Хайек объявил о намерении сократить поставки черновых механизмов ЕТА сторонним компаниям. Первоначально речь шла о том, что к 2005 году поставки будут полностью прекращены. Однако в дело вмешалась Комиссия по конкуренции (Weko или COMCO), обязав Swatch Group сокращать поставки постепенно. В результате вся эта ситуация обернулась против Swatch Group. Сегодня на рынок выпускается множество клонов популярных калибров ЕТА. Самой активной в этом плане оказалась компания Sellita. Как только истекли патенты на разработки ЕТА, Sellita тут же наладила выпуск аналогичных механизмов, фактически выйдя в лидеры рынка. Доказательства? В 2019 году Sellita произвела и поставила 1 млн. механизмов, в 2 раза превысив объемы поставок ЕТА.
Как бы там ни было, влияние компании на часовом рынке остается значительным. И если для одних ЕТА – это дешевый продукт, который непосвященной публике продают под видом роскоши, то другие расценивают калибры ЕТА как путевку в жизнь для молодых брендов, которые имеют возможность оснащать свои часы швейцарскими механизмами высокого качества.
Оригинальный текст опубликован на pandatells.com.
Будем очень рады, если вы поставите 👍 и подпишетесь на наш блог 😊.
Для тех, кто хочет разбираться в часах, заряжаться энергией и позитивом создан наш instagram.
Читайте также 🧐