Цель данной статьи не оскорбить чувства верующих, но разобраться в позиции Максима Горького к Серафиму Саровскому.
Наверняка в Сарово, в Дивеево были многие, наслаждались прохладой святых источников и спокойствием, которое дарят те уединенные, святые места.
Поездки в Дивеево были популярны и до революции.
20 июля/ 2 августа 1903 года сразу после молебна в Успенском соборе все члены Дома Романовых покинули святую Саровскую обитель и направились в Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Преподобный Серафим сказал: «Царя, который меня прославит, прославлю и я". Известно, что царская семья всегда с особым трепетом относилась к святому и почитала его.
Именно благодаря последнему российскому императору Николаю II в 1903 году состоялось общецерковное прославление саровского старца.
А.М. Горький о Серафиме Саровском
В 1901 и 1902 годах Горький в письме к Чехову упоминает о Сарове как о "великолепном месте с дивным сосновым собором".
В 1903 году рано утром Горький стоял у Ромодановского вокзала в Нижнем Новгороде и смотрел как люди садятся на поезд в Саров, где в этот день открывались мощи Серафима.
Среди существующих материалов нет прямого указания на то, что Горький был в Сарове, однако местные легенды упоминают об этом.
В творчестве Горького имя Серафима Саровского появляется на страницах I книги романа-эпопеи "Жизнь Клима Самгина":
Когда заговорили о мощах Серафима Саровского, Радеев, вздохнув, сказал:
– Ой, не доведет нас до добра это сочинение мертвых праведников, а тем паче – живых. И ведь делаем-то мы это не по охоте, не по нужде, а – по привычке, право, так! Лучше бы согласиться на том, что все грешны, да и жить всем в одно грешное, земное дело.
В журнале "Голос минувшего" 1917 года в публикации "Последний самодержец" сообщалось, что:
"нетленность мощей не была подтверждена, а над гробом его была разыграна настоящая вакханалия лукавства, лицемерия, двоедушия, всяческого обмана"
Некоторая биографическая "связь" Горького с Серафимом Саровским обнаруживается через историю близкого Горькому человека - адвоката Ланина, которому Горький был обязан "больше всех", у которого работал письмоводителем и которому посвятил книгу рассказов в 1898 году.
Ланин рассказывал Максиму Горькому истории, касающиеся семьи Ланиных: будущая мать адвоката Ланина невестой ездила в Саров к Серафиму Саровскому за благословением на брак.
Будучи уже старухой Ланина поведала детям вот что:
В первое посещение Серафим очень напугал ее грубостью, но вызвал тяготение к нему, и она умолила его разрешить ей жить около него в деревне, а затем, через некоторое время, приблизил её к себе вместе с купчихой из Кашина, которая обшивала и кормила Серафима. Купчиха страдала запоем, старец на эти дни прогонял её, а когда она возвращалась - сек прутьями, после чего приказывал мыться в ручье и, наконец, налагал епитимию "какую-нибудь".
Старик был раздражителен, в состоянии раздражения был купчиху и Ланину по щекам, плакал, просил прощения за побои, и все трое долго молились по ночам. С ним жил старенький монах Наум и хромой мужичок из Сергача, бывший вожак медведей.
Прирученных медведей было два: один старый, издох на глазах Ланиной, в первое её посещение Сарова, а когда она пришла вторично, - был другой медведь, "молодой шалун".
Не любил монахов, вел тяжбу с Понетаевским монастырем из-за леса, был "очень хороший хозяин", от богатых требовал денег.
Ланина подарила ему тулуп. "Дура, деньги принесла бы, тулуп-то мне и мужики дадут". "Господи! Да что ты, не слышишь что ли?"
Мать Ланина умерла в возрасте 96 лет, когда впервые увидела Серафима ей было 20, а в год его смерти 22.
Заметки Горького о Серафиме Саровском хранятся ныне в Архиве А.М. Горького ИМЛИ РАН, они нигде им не публиковались и не были использованы им в литературе, нет комментариев к ним или выводов, неизвестна также цель записок.
На вопрос о церковности Горького, можно ответить отрицательно.
Ставьте лайк, читайте статью "Как близкий друг цесаревича Алексея стал актером советского кино?" И будьте вежливы друг к другу!