Найти тему

Мы все к вам, а вы к нам? Часть 1

Дорогие читатели! В этой статье, написанной мной ещё летом 2020 года, я бы хотел поделиться с Вами своими скромными впечатлениями о причинах и последствиях принятия, пожалуй, самого экстраординарного решения в своей жизни — переезде из пригорода крупного столичного города в небольшой горно-таёжный сибирский посёлок на постоянное место жительства и об уже более чем двухлетнем проживании в нём.

В своём очерке я бы хотел развернуто и предельно искренне, собрав воедино все накопленные за это время мысли, ответить на давно назревший вопрос о том, чем именно был обусловлен столь удивительный для многих окружающих меня людей шаг.

Однако главная цель моей сегодняшней публикации заключается не столько в том, чтобы просто выговориться, излив душу читателю посредством данного формата, или же попытаться объяснить мотивы своего поступка, последовательно разложив их, что называется, «по полочкам», сколько именно затронуть очень важную социальную, в какой-то мере философскую и даже слегка политическую проблему, волнующую меня на протяжении последних нескольких лет, о сути которой Вы обязательно поймёте, правда, несколько позже.

Для начала, в качестве своего рода предисловия, мне бы очень хотелось представиться перед Вами и рассказать немного о себе.

Я родился, провел самые замечательные и прекрасные детские и юношеские годы в относительно небольшом военном городе Краснознаменск Московской области, который от сердца российской столицы отделяет всего 41 километр. По местным меркам и с поправкой на непревзойдённую транспортную доступность — это, по сути и есть почти та же самая «Москва» с соответствующими образом и ритмом жизни, менталитетом и культурой, проникновение которых не смогли остановить ни военная специфика города, ни закрытый статус с пропускным режимом или что-либо ещё. Но и не мне судить — хорошо это, или плохо. Да и речь здесь вовсе не об этом, а совершенно об ином. Дело в том, что сложившаяся в этой связи вокруг меня обстановка никак не могла не сказаться на формировании моей собственной картины мира, суть которой в данном отношении можно свести примерно к следующей фразе: «здесь всё лучше, чем везде».

Следствием этого стала выработка вполне чёткой установки, согласно которой, изначально всю свою будущую жизнь, а именно получение образования, построение карьеры, а также личной жизни, я связывал именно с этим местом, в чём не возникало ни малейшего сомнения ни у меня, ни у моих родных и близких. Ведь словно с молоком матери, я уже в ранние годы более чем хорошо усвоил для себя одну простую аксиому, что нет большего счастья для человека, чем родиться и жить едва ли не в шаговой доступности от столицы, где есть «ВСЁ» для самореализации и достижения успеха, которое, что называется, лежит рядом и «под боком», и в поисках которого нет необходимости преодолевать сотни или тысячи километров. Только бери и пользуйся. Достаточно сесть на автобус или пригородный электропоезд и в течение часа Вы можете оказаться в кампусе престижного высшего учебного заведения или в офисе крупной компании международного уровня. Конечно, ведь лучшего места всё равно Вы нигде не найдёте, разве только что за рубежом.

Но, к своему счастью, судьба подарила мне возможность увидеть жизнь за пределами обозначенного географического пространства, расширив тем самым свой кругозор, обогатив мой внутренний мир, насытив мировоззрение, да и в конце концов, сформировав более интересное представления о моей родной стране. Таким местом и стала замечательная и невзирая ни на что, горячо любимая Республика Хакасия, что расположена в далёкой от Москвы Южной Сибири, крайнее путешествие в которую закончилось моим переездом туда вместе с едва ли не бескомпромиссным сломом всех тех моих взглядов, принципов и убеждений, о которых я только что писал выше. Именно здесь и находится тот самый пресловутый, ставший таким родным и уже, наверное, ничем не заменимым для меня, горно-таёжный посёлок, о котором говорилось в самом начале текста и будет сказано ещё не один раз.

Перед тем, как уже наконец приступить к долгожданному Вами описанию причин своего поступка, хотелось бы немного поговорить о том, с каким удивительным недоумением там, на сибирской земле, восприняли моё прибытие с билетом «в один конец». Даже боюсь себе представить, какие предположения только могли возникнуть в сознании людей, с которыми мне доводилось встретиться за минувшие два года. И я их прекрасно понимаю. А потому и даже не обижаюсь на смех и настороженные взгляды, например, тех же самых членов избирательной комиссии, врачей поликлиники, сотрудников многофункционального центра и многих других людей, которые по долгу службы соприкасаясь с моим паспортом, открывали тот самый разворот с пропиской, после чего моё лицо невольно покрывалось красными пятнами от какого-то постоянно ощущаемого неудобства, словно будто бы что-то произошло. Я уже не говорю про коллег и моих учеников в школе, где я теперь работаю после поселения на новом месте. Недопонимание словно витало в воздухе повсюду, повсеместно. Ведь каждый раз приходится объясняться, едва ли не оправдываться, подгоняя свои чувства под логические схемы, которые были более менее в состоянии внести ясность в понимание данного вопроса. И так каждый раз.

Действительно, с точки зрения рационального подхода, смена места жительства именно в таком ключе совершенно никак не укладывается в голове у многих. Ведь среднестатистическому человеку не свойственно в самом расцвете своих сил и энергии сознательно отказываться от комфортной жизни, от жизни, предлагающей огромный ассортимент инструментов реализации личностного потенциала, к которой каждый человек тяготеет всей своей природной сущностью. Иными словами, от жизни, которую нам и может предложить атмосфера столицы, чуть ли не одурманивая нас своими яркими, интересными и заманчивыми перспективами.

Соответственно, очень многие люди, находящиеся там, пытались искать этому какое-либо иное объяснение. Разумеется, рациональное. Значит, скорее всего, он кому-то перешёл дорогу? Скрывается от кого-либо по причине того, что не может вернуть крупный долг? А может быть, он наивный уклонист, пытающийся увильнуть от военкомата и полагающий, что вдали от дома его никто не найдёт? Имеет проблемы с правоохранительными органами? Поссорился с родителями? Влюбился, а она не хочет уезжать? А наверняка есть и такие, кто даже и не пытался разобраться, примитивно поставив клеймо «не от мира сего».

Нет, нет и ещё раз нет — ни один из указанных вариантов не подходит, даже невзирая на такую вроде бы уверенную правдоподобность. Да, в моём мышлении действительно преобладает иррациональное начало — я это более чем прекрасно понимаю, осознаю и вовсе не скрываю от Вас, именно поэтому многим та статья и может показаться своего рода «сентиментально-романтическим бредом». И даже несмотря на это, я очень надеюсь, что этот «бред» тоже найдёт своего читателя, возможно, понимающего и сочувствующего.

Совсем забыл сказать про возраст — на момент переезда мне было всего 22 года. Хотелось бы заметить — это действительно наиболее подходящее время для начала жизненного пути, когда можно и нужно «брать от жизни всё», о чём когда-то давно гласил один известный рекламный слоган. Возраст, в котором совершенно недопустимо говорить про то, что один человек назвал «затворническим образом жизни», когда узнал про моё решение. К слову сказать, было обидно до слёз, услышав о таком упрощённом представлении о жизни провинциальной России, что, на мой субъективный взгляд, в корне не соответствует действительности.

Что же, друзья, наверное, пора заканчивать с непрекращающимся лирическим отступлением и уже наконец переходить к самой сути вопроса.

Всё дело в том, что на протяжении последних многих лет, совершая непродолжительные поездки в Хакасию в рамках ежегодного летнего отдыха, я всегда невольно становился свидетелем весьма впечатляющего разрыва в уровне развития столицы и всех остальных территорий нашей необъятной страны. Подчёркиваю, я не просто наслышан об этой проблеме, а лично, своими собственными глазами и без каких-либо посредников, наблюдал данное явление на примере того места, которое я регулярно посещал.

Но моя любовь к потрясающей красоты природе и людям Хакасии и юга Красноярского края, которая с годами, словно потоки воды, оттачивающей камень, постепенно одолевающая моё прежнее представление о жизни, стала настолько сильной и трепетной, что любая критика самых разных аспектов социальной жизни в сравнении со столицей, которую мне приходилось здесь многократно слышать за все указанные годы, всё в большей мере обжигала сердце и душу, неутомимо формировала во мне внутренний протест против подобного рода системы взглядов. Почему? Ведь я прекрасно понимаю, что подобного рода осуждение для очень многих людей является не столько способом «выпуска пара», сколько всё только более подогревающим стимулом к переезду. И я успел увидеть очень многих таких людей, которые ещё буквально вчера были, что называется, здесь и рядом, а уже сегодня их паспорт гордо украшает штамп с регистрацией в Москве или Санкт-Петербурге, потому что с точки зрения рационального зерна это есть те самые места, где не просто лучше, а намного лучше. И количество таких людей начинает возрастать уже чуть ли не в геометрической прогрессии повсюду, что совершенно не может оставить меня равнодушным.

Но давайте теперь посмотрим правде в глаза — скорее всего, с почти стопроцентной вероятностью, назад они уже никогда не вернутся обратно, как бы это прискорбно и одновременно угрожающе не звучало. Хочу обратить Ваше внимание — я ни в коем случае не осуждаю этих людей и отнюдь не собираюсь этого делать, потому что я их более чем понимаю и прекрасно знаю, что дело кроется здесь совсем не в людях, а в несколько несбалансированной системе регионального строительства, то есть в той самой проблеме, о которой я обещал Вам рассказать в начале своего повествования. На желание поговорить об этом вопросе меня буквально несколько дней назад вдохновил один мой очень хороший старый друг, задавшись тронувшим меня до глубины души вопросом: «А почему же наша страна строится вокруг только одного города?» Или что-то в этом роде. Точно сейчас не припомню. Но примерно где-то так.

Хочу сказать, что я бы так не хотел. И это я сейчас выразился слишком мягко. Многие, наверное, сейчас подумают — запахло политикой. Я отвечу — нет, я совершенно не преследую цели вплести такого рода элементы в данный текст, хотя осознаю, насколько я к этому сейчас близок.

Огромная гамма эмоций и ощущений переполняет моё сердце и сопровождает меня, когда речь заходит об этом. Мне становится невообразимо одновременно и жалко, и страшно, и обидно до слёз не только за мою любимую Хакасию, но и всю провинциальную Россию в её лице, которая лишается самого главного и самого ценного, что только может быть — это, бесспорно, Человек. А без людей не будет провинции, а она нужна, необходима и я обязательно постараюсь Вам это доказать в самое ближайшее время.

Именно поэтому несколько лет назад в моём сознании и начала созревать эта, с одной стороны, абсурдная мечта — показать, что можно и, наверное, жизненно необходимо поступить иначе, наоборот, сломать таким образом сложившиеся стереотипные представления в обществе, против которых я, по всей видимости, бунтовал где-то на подсознательном уровне всё это продолжительное время и, вместе с тем, мечтал хотя бы раз в жизни совершить заплыв против течения, а в данном конкретном случае — скорее, в противоположном направлении. Иными словами, сделать так, чтобы мне был задан тот самый вопрос, который, к слову, и вправду однажды мне адресовали— «Мы все к вам, а вы к нам?».

Да, мой поступок совершенно не рационален, а сокрее эмоционален. Да, я прекрасно понимаю и отдаю себе в этом полный отчёт. Но по прошествии двух лет со дня наступления того самого переломного момента, когда моя мечта достигла апогея настолько, что дала мне толчок к тому, чтобы начать действовать в русле её осуществления на практике, могу сказать только одно — я счастлив и ни капли не жалею об этом. Хочу заметить, что на мой переезд не могли не повлиять сугубо личные причины, но в данном случае они выступили лишь своего рода катализатором реализации данной идеи, её воплощения в жизнь. Катализатором некого протеста. Но не более того.

Да, признаюсь честно — не будь во мне разочарования в отдельных моментах своего скромного бытия, я бы, возможно, с радостью остался здесь, в месте, где не просто родился, но и продолжительное время формировался как личность. Да, не буду лицемерно кривить душой — переезд для меня действительно стал своего рода способом бегства от многочисленных сложностей, некой панацеей, ровно так же, как он является и для многих других людей, решившихся на совершение подобного поступка. Правда, только разве что не от проблем такого масштаба, о котором наверняка могли только подумать мои окружающие, на постоянной основе взаимодействующие со мной в жизни «после». Этими словами я их хочу заверить и в какой-то степени даже успокоить. Но это здесь не столь важно. Главное здесь то, что в этом есть другая, более значимая и высокодуховная сторона вопроса, которой бы я и хотел посвятить серию своих последующих размышлений, которые в самое ближайшее время выйдут в свет в виде аналогичных статей.

Наверняка многих читателей в конце статьи постигло ощущение разочарования. Одних — за очень абстрактные рассуждения ни о чём. Других — за само содержание моих взглядов, которые я ещё ни разу не афишировал настолько откровенно. Третьих — за форму подачи и «корявый» стиль написания. Но это только начало. Разминка. Разогрев. Аперитив. Можно подбирать много других слов-синонимов, но суть всё равно останется без изменений. В какой-то мере это соответствует моему педагогическому принципу — информацию нужно подавать дозировано.

Напоследок я хочу сказать следующее. Я не ставил целью своих рассуждений навязать кому-то свои идеи, презрительно кого-то осудить или убедить других следовать моему рецепту, иными словами — поступить точно так же. У каждого человека однозначно есть своё право на выбор. Моя задача — дать пищу для размышлений тем, кто ещё не задумывался об этом вопросе, а возможно, даже и найти своих единомышленников и, в конце концов, просто начать об этом говорить, не стесняясь. Хотя, я далеко не первооткрыватель, пытающийся философствовать на эту тему, но иногда у меня возникает такое чувство, что будто бы она является одной из самых терзающих меня на данном этапе жизни.

В своей следующей статье я постараюсь ответить на вопрос моего воображаемого оппонента: «А что в этом плохого?»

В общем, продолжение следует. Спасибо, друзья, если дочитали данный текст до конца. Убедительно прошу — не закидывайте камнями.