Недавно появились слухи о том, что в России водителей больше не будут штрафовать за тонировку передних боковых и лобового стёкол. На самом деле наказание никуда не денется. Объясняем, откуда растут ноги слухов и как обстоят дела с регулированием светопропускаемости автомобильных стёкол.
Что случилось
Министерство транспорта обнародовало поправки, которые собирается внести в правила дорожного движения. Среди них значится отмена устаревшего ГОСТа, который устанавливал требования по светопропускаемости ветрового стекла и передних боковых стёкол автомобиля. Согласно ГОСТ, ветровое стекло должно пропускать не менее 75 процентов света, а боковые — не менее 70 процентов. В поправках Минтранса содержится единое требование к светопропускаемости стёкол — на уровне не менее 70 процентов.
Причина такого решения — желание Минтранса привести российские ПДД в соответствие с правилами таможенного союза, в который входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия. В техническом регламенте, действующем на территории этих стран, для всех стёкол единое требование светопропускаемости — не менее 70 процентов. Отдельно в документах прописано требование по светопропусканию стёкол для бронированных автомобилей: оно должно быть не менее 60 процентов.
Для контроля за соблюдением нового требования МВД РФ предлагает обновить перечень условий и неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Соответствующий проект постановления правительства ведомство уже разместило на портале нормативных актов regulation.gov.ru для общественного обсуждения.
В проекте документа чётко указано, что запрещается эксплуатация автомобилей, у которых светопропускание ветрового стекла и стёкол, обеспечивающих переднюю обзорность для водителя (передних боковых), составляет менее 70 процентов. В пока ещё действующем перечне неисправностей, при которых не разрешена эксплуатация транспортных средств, используется всё тот же устаревший ГОСТ.
Что это значит для автомобилистов
Для автовладельцев ничего не изменится: штраф за эксплуатацию автомобиля с незаконной тонировкой закреплён в ст. 12.5 КоАП и составляет 500 рублей. При этом введение в России правил таможенного союза вместо старого ГОСТа дополнительно ужесточает требования к самой тонировке: тонированное ветровое стекло или окрашенное в массе на заводе не должно искажать правильное восприятие белого, жёлтого, красного, зелёного и голубого цветов. Зеркальная тонировка по-прежнему запрещена.
И это всё?
Не совсем. В новом перечне условий и неисправностей, при которых не разрешается эксплуатация автомобиля, содержится запрет на использование летних шин в зимний период, с декабря по февраль включительно, и шипованных шин в летний период, с июня по август включительно. Причём региональным властям дано право расширять временные рамки. Эти нормы также позаимствованы из технического регламента таможенного союза. Запрещается и установка зимних или шипованных шин только на одну ось автомобиля, а ещё использование шин разной размерности и типа на колёсах одной оси.
Прежде штраф за несезонные шины в России отсутствовал: требование попросту не было прописано в законодательстве. Однако после вступления новых ПДД в силу безнаказанно утюжить сухой асфальт шипованными покрышками не удастся. Штраф составит 500 рублей. Впрочем, про все будущие изменения в ПДД мы ещё поговорим отдельно.